Социальные патологии в современном обществе

Истоки негативности в социальной сфере

Совсем еще недавно социальная сфера считалась второстепенной, обслуживающей народное хозяйство СССР, его внутренние и внешнеполитические амбиции, хотя "забота о советском человеке" провозглашалась приоритетной с высоких трибун всех съездов КПСС. Вместе с тем социальная сфера Советского Союза финансировалась, как правило, по остаточному принципу.

С переходом нашей страны к рыночной экономике и в условиях коренных преобразований жизнь россиян в социальном смысле изменилась не к лучшему. Девяностые годы негативно сказались на социальной сфере: предприятия стали дружно сбрасывать с себя заботу об объектах соцкультбыта (детсадах, домах культуры, дворцах спорта). Возник ряд крайне негативных тенденций, по существу, разрушивших имевшуюся социальную сферу страны.

В 90-х годах экономические реформы Правительство пыталось проводить за счёт экономии на людях. В итоге это привело к резкому обвалу жизненного уровня, создало огромное количество проблем, для решения которых теперь требуются огромные усилия.

По так называемому "индексу развития человеческого потенциала", учитывающему основные социальные показатели, в списке из 162 государств Россия занимает 55-е место: у россиян низкие зарплаты, пенсии, "больное" здравоохранение. Самыми острыми проблемами являются сегодня сельская безработица и бедность. Официально зарегистрированных безработных в глубинке - 2,2% от трудоспособного населения. У 80% сельского населения денежные доходы - ниже прожиточного минимума, если даже прибавить к заработанным деньгам натуральные поступления от личных подсобных хозяйств, какие-то сбережения, заёмные средства крестьян, это не спасает постепенно нищающее сельское население. За чертой бедности 65% сельских жителей.

Начиная с 2001 г. постепенно стали увеличиваться расходы на отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культуру, но этого оказалось недостаточно. Основным направлением деятельности Правительства в социальной сфере в настоящее время является изменение устаревшей социальной системы, которая не соответствует нынешнему уровню проблем. Концепция национальной безопасности должна опираться на решение социальных задач и прежде всего обеспечение высокого уровня жизни.

Социологи отмечают резкое ухудшение демографической ситуации в стране и здоровья населения, а также резкое распространение наркомании в России и детской беспризорности (ежегодно в стране появляются 100 тыс. детей-сирот, абсолютное большинство из которых имеют родителей), не менее острыми остаются проблемы бедности подавляющего большинства населения, деградация семьи, а также рост преступности в стране.

Бедность - как социальная проблема России

Многие считают Россию страной с колоссальным масштабом бедности. Общественное мнение справедливо полагает бедность вопиющей проблемой.

Ни статистики, ни налоговые инспекторы - никто точно не знает, сколько в стране действительно бедных, сколько богатых. Есть только приблизительные оценки. Дифференциация доходов достигает угрожающих размеров: заработки 10% высокооплачиваемых россиян в 34 раза больше, чем у 10% низкооплачиваемых. В банковской сфере разрыв еще больше - 40 раз. Такого нет в развитых странах. При подобной поляризации становление среднего класса - опоры общества - чрезвычайно затруднено.

Существующая в России огромная разница в оплате труда во многих случаях не обоснована ни конкретным вкладом работников, ни достигнутыми экономическими результатами. В нынешней российской системе распространена практика, когда менеджеры высшего звена и руководители перераспределяют заработную плату в свою пользу, применяя так называемые теневые схемы. Это не по правилам цивилизованного рынка: от "серых" схем внакладе остается большинство работников. Для вывода зарплаты из тени нужны лишь политическая воля и жесткий контроль за соблюдением трудового законодательства. Сегодня система надзора за его выполнением такова, что позволяет повсеместно допускать нарушения.

Безусловно, социальная сфера и уровень жизни, в частности, напрямую зависят от состояния экономики. Чем выше её эффективность, производительность труда, тем быстрее будет расти средняя зарплата. На данном этапе эксперты предлагают использовать, прежде всего, два рычага - повышать уровень оплаты в бюджетной сфере и быстрее переходить на строго адресную социальную поддержку наиболее нуждающихся. Д. Д. Медведев, вступая в марте 2008 г. на президентский пост, провозгласил повышение уровня жизни одним из важнейших государственных приоритетов, предлагая тщательно продуманный комплексный подход: продвигаться вперед не по каким-то отдельным направлениям, а действовать по единой взаимоувязанной комплексной программе. В ней выделяются четыре главные проблемы - оплата труда, занятость, доступ к бесплатным или дотационным услугам, распределение социальных трансфертов. По каждой из них разработаны конкретные предложения.

Не менее актуальный и, может быть, один из самых трудных вопросов - чёткое разграничение полномочий между органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Соответственно должны быть скрупулёзно определены все источники финансирования и ответственность властей. Жизнь десятков миллионов граждан продолжает оставаться у нас на чрезвычайно низком уровне. Экономика не может развиваться в нищей стране. Выйти из нищеты, преодолеть негативные тенденции или хотя бы существенно переломить ситуацию в борьбе с бедностью - такова первейшая задача наших властей.

Механизмы для этого есть в мировой практике, они наработаны и российскими экспертами, которые справедливо считают, что кардинальных сдвигов можно добиться путём устойчивого подъёма экономики, а главное - повышением производительности труда. Остающийся высоким потенциал доверия россиян нынешнему Президенту, а с ним - власти в целом является, безусловно, важнейшим фактором стабильности, существенным условием вывода страны на траекторию уверенного подъёма. Но негативные процессы в социальной области, охватывающие большинство населения страны, опасны и тем, что могут начать постепенное "размывание" этого потенциала и вызвать массовое отчаяние и разочарование в обществе - чего допустить нельзя.

Забота о пожилых и инвалидах - социальный императив государства

Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности - первейшее требование любого цивилизованного государства. Оно гарантируется и нашей Конституцией (статья 39). В статье говорится, что законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность[7].

Социальное обеспечение граждан, которые по не зависящим от них причинам не могут иметь достаточных средств к существованию, гарантируется при: наступлении возраста (общий пенсионный возраст в России для женщин 55 лет, для мужчин - 60 лет); изменении состояния здоровья или его отсутствии от рождения (болезнь, инвалидность и др.); потере кормильца.

Этот перечень не является исчерпывающим, к нему могут быть добавлены и другие основания (например, нахождение в отпуске по уходу за ребёнком и т.п.). Не вызывает сомнения, что эту конкретную задачу призвано решать специальное правительственное ведомство на самом высоком уровне.

Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения - характерная демографическая черта не только России. По данным ООН, в 1950 г. в мире проживали 214 млн. лиц старше 60 лет, к 2000 г. их число возросло до 590 млн., а согласно прогнозу на 2025 г., оно достигнет 1 млрд.100 млн. человек.

По ряду причин год от года увеличивается среди россиян число инвалидов. Несмотря на принятый в 1995 г. Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[8], ставшим важным шагом на пути обеспечения государственных правовых гарантий в решении проблем инвалидов и инвалидности, социальное положение инвалидов по-прежнему остаётся неблагополучным и тревожным.

Еще в 2001 г. правительство страны одобрило концепцию демографического развития на период до 2015 г., которая разрабатывалась Минтрудом, Минфедерации и Минздравом.

В ней подчеркивалось, что в последнее время естественная убыль населения России находится на стабильно высоком уровне - 0,7-0,9 млн. человек в год. Говорится, что при сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 г.16 лет, доживут до 60 лет... лишь 58% мужчин.

В числе приоритетов демографического развития России в концепции называются "укрепление здоровья детей и подростков", "формирование системы ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более", "привлечение иммигрантов в Россию"[9]

Кризис семьи как социальной ячейки общества

Все больше и больше данных свидетельствует о том, что случаи насилия, жестокого обращения с детьми и инцеста в семье гораздо более распространены, чем могло полагать большинство россиян. Дети страдают от жестокого обращения и от пренебрежения родителей. Случаи насилия и жестокости связаны с огромным множеством факторов.

В последнее десятилетие проблемы жестокости в семье, насилия над детьми и инцеста вышли на первый план как проблемы первоочередной значимости. Многое предстоит сделать для помощи жертвам насилия. Следует перестроить социальные службы таким образом, чтобы подвергающиеся насилию члены семей могли получать от них реальную помощь. Необходимо принять соответствующие предупредительные законы. Еще насущнее, вероятно, радикальный пересмотр взглядов и ценностей, необходимый для того, чтобы положить конец насилию над женщинами и детьми.

Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; убийства в семье составляют около 30% общего количества умышленных убийств; половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные ссоры.

Следствиями широкого проникновения насилия в жизнь семьи являются распад семей, снижение уровня рождаемости, семейного воспитания, детская безнадзорность, что в свою очередь стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс. - самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Что касается положения в Марий Эл, то по данным Прокуратуры РМЭ, в прошлом году к административной ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Марий Эл привлечено 2055 недобросовестных родителя, а за 4 месяца 2008 года - 994. В 2007 году по ст.156 УК РФ было возбуждено 55 уголовных дел в отношении родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, допускающих жестокое обращение с ними. С начала этого года по данной статье возбуждено 26 уголовных дел. В суд был направлен 81 материал для решения вопроса о лишении родительских прав, в отношении 44 родителей суды вынесли решения о лишении их родительских прав.

Алкоголизм и наркомания - острая социальная проблема

Проблема алкоголизма и наркомании всегда очень актуальна. Ни для кого не секрет, что алкоголизм и наркомания представляют очень большую опасность для общества. В первую очередь алкоголь вредит человеческому здоровью, потребление алкоголя приводит к развитию болезней соматических и психических, ухудшая и без того печальную картину смертности.

Именно алкоголизм - одна из основных причин высокого уровня преступности в стране, причина большого количество случаев ДТП, когда пьяный водитель за рулем становится виновником трагедии. Наркомания, как и алкоголизм, приводит к росту преступности, и это знают все: чтобы достать наркотики, наркоманы готовы пойти на тяжкие и особо тяжкие преступления. Алкоголики и наркоманы очень часто становятся преступниками под действием алкоголя и наркотиков.

На протяжении всех последних лет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, неуклонно возражает. Так, в 2006 г. в РФ было выявлено 74 788 преступлений, a в 2007 - уже 79 948, что на 6,9% больше и составило от общего числа 2,9% зарегистрированных преступлений.

Наркомания неудержимо проникает в молодежную среду. Практически по меньшей мере каждый пятый в возрасте 16 - 24 лет пробовал наркотические вещества или находился под их воздействием и болезненно зависит от них. Реальный уровень наркотизации значительно выше, чем фиксируется показателями наркологической службы. Хотя большая часть населения осознает личную и социальную опасность употребления наркотиков, сопротивляемость наркотическому процессу ослаблена.

В наркологических учреждениях Республики Марий Эл на учете на данный момент состоит 306 подростов, из них 278 - за употребление спиртных напитков. Одному ребенку поставлен диагноз алкоголизм.26 несовершеннолетних состоят на учете за употребление токсических веществ.

С учетом этого основной акцент в деятельности органов внутренних дел и других субъектов профилактики республики направлен на выявление детского неблагополучия на ранних стадиях и оказание эффективной поддержки семьям по выводу их из кризисной ситуации. Ежегодно на учет в органах внутренних дел республики ставится более 150 неблагополучных семей. В настоящее время на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 331 семья, находящаяся в социально-опасном положении.

Наибольшее количество преступлений зарегистрировано в Йошкар-Оле, Волжске и Горномарийском районе. Показатель болезненности с диагнозом "наркомания" на 100 тыс. населения увеличился на 6,6% и составил 97 человек. Среди привлеченных к уголовной ответственности 61,8% - граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Сотрудники ведомства выявляют притоны, через которые ведется распространение наркотических средств, проводят работу по подрыву экономических основ наркобизнеса. Однако еще предстоит активизировать деятельность по выявлению лиц, занимающихся агитацией молодежи к употреблению наркотических средств. Есть нарушения и в сфере легального оборота наркотических препаратов через аптечную сеть и лечебные учреждения. И на текущий год намечено проведение ряда оперативно-профилактических операций с целью выявления преступлений в сфере оборота наркотиков.

Бездомность как социальная проблема

По результатам опросов бездомных в рамках межрегионального исследования "Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности", проведенных в 2007 г. в семи регионах РФ Межрегиональной сетью "За преодоление социальной исключенности" в рамках проекта "Социальная реинтеграция бездомных граждан", самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства. На втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью), на третьем (11%) - отсутствие жилья на момент освобождения из заключения.11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья, самостоятельно продали свою жилплощадь 10% опрошенных, и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором.2% бездомных - это не получившие жилье выпускники детских домов[10].

Уличная бездомность в России носит застойный затяжной характер (количество бездомных не уменьшается, средний срок бездомности - около семи лет). Ресоциализация бездомного, утратившего здоровье, квалификацию, социальные навыки, становится очень дорогостоящей и практически невозможной. Из всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены - опять же в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Бюджеты программ и нацпроектов составляются в расчете на зарегистрированное население. Замеры качества жизни, улучшение которого сегодня формулируется как одна из основных задач, также ведутся по учтенным гражданам.10 млн. остаются "за рамками" - даже программ по борьбе с бедностью.

Бездомные исключены из социума. Общественное равнодушие и неприятие не могут не сказываться на сознании бездомных. Они даже в экстренных ситуациях не обращаются за медицинской помощью. Данные опроса показали, что чуть более половины опрошенных бездомных пытались решить проблему жилья и прописки, но безрезультатно, немногим более трети даже не предпринимали никаких попыток из-за отсутствия средств, документов и осознания безнадежности предприятия. И пока не будет преодолен правовой кризис системы отношений "социум-бездомный", эффективное осуществление социальных и гражданских программ помощи будет невозможно.

В мире помощью бездомным занимаются в основном общественные организации, изучающие проблему снизу и опирающиеся на труд волонтеров и частные пожертвования. В России таких организаций пока ничтожно мало.

Что же можно сделать в этой ситуации? Во-первых, необходимы общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации, дискуссии о возможных путях решения проблемы. Должен быть разработан комплексный подход к решению проблем бездомности, который бы сочетал развитие социальных услуг и федеральные программы, включающие людей без регистрации в действующие социальные институты и предотвращающие маргинализацию бездомных. Нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) - следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.

Необходимо наладить систему обеспечения бездомных документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих места жительства, или ввести и для них облегченную процедуру получения паспортов.