Социальные проблемы лиц, перенесших инфаркт миокарда

Болезни сердечно-сосудистой системы продолжают занимать лидирующее положение среди всех причин заболеваемости и смертности населения индустриально развитых стран. В России от кардиоваскулярных заболеваний ежегодно умирает около одного процента населения (1 030 800 чел., данные МЗ России за 1999г.). В структуре смертности населения от всех причин, в Москве, как и в большинстве промышленно развитых городах мира, нарушения мозгового кровообращения занимают второе место, уступая лишь осложнению ишемической болезни сердца (ИБС) – инфаркту миокарда.

Высокая экономическая и социальная значимость заболеваний сердечно-сосудистой системы, помимо повышенного внимания со стороны различных общественных групп, стала одной из основных причин углубленных исследований в области ангиологии в течение последних 40 лет, что привело к созданию принципиально новых диагностических и лечебных технологий. Внедрение современных научных достижений в медицинскую практику значительно изменило представления о патогенетических факторах ишемических повреждений различных органов. Была установлена и доказана четкая концептуальная связь между факторами риска ИМ (табакокурением, психоэмоциональным стрессом, гиподинамией, наследственностью заболевания, нарушением питания, нарушениями условий труда и отдыха, возраст и т. д.)  Ярким примером могут служить США, где в 1930 г. частота «коронарных смертей» составила 7,9 на 100 000 человек; в 1935 г. этот показатель уже равен 21,1, в 1940 г.- 74,4, в 1952 г.- 226,1, в 1963 г.- 290.[2]

Летальность достигла пика к концу 60-х годов (336,5 на 100 000 человек в 1968 г.). В бывшем СССР ситуация в 50 – 60–е годы была примерно аналогичной; точные данные для всей страны вряд ли возможно получить, так как в разные периоды медицинская статистика по – разному учитывала причину смерти и в качестве таковой у пациентов с инфарктом миокарда могли указываться атеросклероз или гипертоническая болезнь. В дальнейшем сведения о больных инфарктом миокарда стали более полными. [2]

В то время как смертность от инфаркта миокарда в Западной Европе и США постоянно снижается за последнюю четверть века, в Центральной и Восточной Европе этот уровень возрастает. Если в 1976 г. уровень смертности от инфаркта миокарда на Западе составил 490 на 100 000 населения, а в 1990 – 310, то на Востоке Европы эти показатели были соответственно 660. В 1992 г. – смерть от инфаркта миокарда составила 62% всех смертей в Болгарии, 59% в Румынии, 56% в Чехии и 52% в Венгрии. [3]

В России сложилась неблагоприятная ситуация в отношении смертности от болезней системы кровообращения. Отсутствие в бывшем СССР действенной общегосударственной программы по первичной профилактике болезней системы кровообращения сопровождалось ростом смертности населения, в то время как в экономически развитых странах в результате вовлечения населения в массовые профилактические мероприятия отмечалась противоположная тенденция.

В настоящее время в Российской Федерации по сравнению с другими экономически развитыми странами отмечаются повышенные уровни смертности от инфаркта миокарда.

Так, стандартизированные по возрасту показатели смертности от инфаркта миокарда для лиц обоего пола в России составляют 790,1 на 100 000 населения (1995 г.), в то время как в США – 307,2 (1994 г.), в Швеции – 295,9 (1995 г.), в Великобритании – 317,2 на 100 000 населения (1995 г.). [1]

Накопленный мировой опыт и позитивные результаты лечения инфаркта миокарда на ранних стадиях указывают на приоритет профилактики заболевания, успех которого напрямую связан с эффективной диагностикой причин заболевания. Стоимость профилактики в несколько раз ниже стоимости лечения острых форм инфаркта миокарда, у которого может быть неизвестный исход. Общие затраты, включая реабилитационные мероприятия и социальные выплаты, снижаются в 8-10 раз. Сохранение или улучшение качества жизни пациента и его семьи, экономия непрямых затрат за счет предотвращения осложнений ИМ трудно оценимы, но, несомненно, так же значительны. Согласно новому систематическому обзору американской медицинской прессы существует такое понятие как социальная изоляция после перенесенного заболевания ИМ. Социальная изоляция связана с увеличением заболеваемости и смертности после перенесенного инфаркта миокарда, независимо от других факторов сердечно-сосудистого риска.

Полагают, что недостаточную социальную поддержку следует рассматривать как фактор риска заболеваемости и смертности поле перенесенного инфаркта миокарда.

Из базы данных MEDLINE авторы отобрали 45 исследований связи социальной изоляции и исходов после инфаркта миокарда, 5 из которых вошли в окончательный анализ. [8]

Все эти 5 исследований (Brummet at al (2001), Berkman and Syme (1979), Frasure-Smith et al (2000), Berkman et al (1992), Case et al (1992)) - продемонстрировали, что социальная изоляция, или недостаточная социальная поддержка, ассоциируется с 2-3-х кратным повышением риска заболеваемости и смертности. Этот дополнительный риск не был связан с гипертонией, нарушением функции сердца, курением, инфаркта миокарда в анамнезе, возрастом, полом.

"Недостаточная социальная поддержка и депрессия тесно взаимосвязаны между собой", отмечают ученые. У 20-30% перенесших инфаркт миокарда больных, страдающих мягкой или умеренно выраженной депрессией, достаточная социальная поддержка позволяет нивелировать негативное влияние депрессии на риск смерти. Требуются новые, интервенционные исследования, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на неблагоприятные психосоциальные факторы у больных с сердечно-сосудистой патологией. [8]

Социальная значимость инфаркта миокарда связана с тем, что заболевание поражает лиц трудоспособного возраста и, в связи с необходимостью проведения пожизненного лечения, требует больших финансовых затрат.  Первое время лица, перенесшие инфаркт миокарда, находятся в постоянном страхе повторного инфаркта. Находясь на длительном сроке реабилитации, они часто теряют работу. Возникают проблемы с трудоустройством, из–за этого начинают возникать финансовые трудности и, соответственно, проблемы в семье. Если человек перенес это заболевание в среднем возрасте, то ему очень трудно осознать, что он инвалид и что ему надо переходить на легкую и, как правило, малооплачиваемую работу.

Если человек предпенсионного возраста переносит инфаркт миокарда, то ему очень тяжело найти работу, потому что работодателям не нужен пожилой инвалид, который в любой момент может скончаться.

Начинают возникать проблемы в семье, потому что родным людям бывает трудно понять, то что человеку перенесшему это заболевание нельзя волноваться, то что зачастую он может находиться в депрессии и не может зарабатывать деньги.

Если заболевание перенес мужчина, то часто его супруга не может осознать, что ее супруг – инвалид, так как в подсознании мужчина должен быть здоровым и зарабатывать деньги. Из – за финансовых трудностей или малооплачиваемой работы, лица перенесшие инфаркт миокарда не могут приобретать необходимые лекарства, которые сейчас очень дороги.

Я считаю, что в принципе необходимо создать, реальные кризисные службы различного вида (например: кризисный центр для страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, различного рода депрессиями, кризисами в семье и т. д.), основной задачей которых будет являться решение проблем, возникающих именно в определенной сфере). Конечно, мне еще не вполне ясны конкретные организационные формы выделения кризисных служб в самостоятельную социальную практику, но сам факт появления подобных учреждений поставит перед наукой задачу разработки принципиальных теоретических и практических основ, которыми социальная практика могла бы руководствоваться.

Вот, например некоторые профилактические разработки технологии мероприятий по  инфаркту миокарда:

Во-первых, отметим возможность комплексного характера изучения жизненных сил клиента, их экспертизы как первой ступени осуществления технологии социальной помощи.

Целью данного анализа будет является исследование не только микросоциума, окружения, жизненной ситуации личности, но и ее ценностные ориентации, образ жизни.

Во-вторых, надо выстроить стратегию воздействия на социальную среду клиента, в которой выделяется материально - вещественное окружение и среда общения. Создать условия, которые осуществят изменения, способные позитивно повлиять на индивидуальную и социальную субъектность человека, осуществление его жизненных сил.

В-третьих, разработать программу непосредственного влияния и само влияния на социальную субъектность человека.

В-четвертых, разработать план конкретного, непосредственного влияния на индивидуальную субъектность личности.

В-пятых, выстроить систему контроля за результатами влияния на клиента.

Решение этих задач предполагает реализацию данной модели практики социальной работы на структурном и психосоциальных уровнях организации медико - социальной работы по инфаркту миокарда.

Во многих странах мира в учреждениях введены специальные премии для сотрудников: для тех, кто похудел, кто отказался от курения (или просто не курит), и для тех, кто посещает спортивный зал, оборудованный на фирме. Экономисты убедительно доказывают, что целесообразнее оплачивать сотрудникам занятия спортом, чем больничные листы и лечение, а специалисты ВОЗ подчеркивают, что как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, самый практичный и наименее дорогостоящий путь профилактики – это не медицина, а здоровый образ жизни.