Социальные программы в социальной политике

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

–    доходов и цен;

–    занятости и социально-трудовых отношений;

–    охраны здоровья населения и развития здравоохранения;

–    социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

–    образования;

–    семьи, материнства и детства;

–    дети России и др.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок:

1)        Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;

2)        Концептуальная разработка планируемой программы;

3)        Информационный поиск вводимых данных;

4)        Собственно формирование программы;

5)        Прогнозирование результатов реализации программы;

6)        Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;

7)        Разработка управления реализацией программы.

Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает:

   разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;

   определение цели и подцелей программы;

   формирование плана мероприятий;

   разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы);

   определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);

Формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

Основные формы управления функционированием программ:

      ·    формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;

      ·    формирование дирекции программы; создание попечительского совета;

      ·    другие формы.

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.