Социальные ценности личности
Личность – система социально значимых качеств индивида. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека в конкретных социальных условиях.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Становление человека как личности происходит в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют модели поведения людей, критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Ядром в структуре личности является сформированная у нее ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально значимым объектам и явлениям. Ценность – это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности. И очень важно, чтобы личностная значимость явлений совпадала с ее социальной значимостью.
Различаются общесоциальные базовые ценности - гуманность, безопасность, любое социальное благо и ценности групповые – идейность, политические постулаты, религиозные верования, профессиональные знания и др.
Интернализированные (присвоенные) личностью ценности являются ее поведенческим ориентиром, основой самоконтроля. Ценности могут быть базовыми и инструментальными – средствами успешного решения жизненных проблем, средствами самореализации и самоутверждения личности.
На основе системы ценностей у личности формируется система ее установок – психическая готовность действовать определенным образом в соответствующей типовой ситуации. Особенно устойчивы социальные установки личности. Они образуют фонд устойчивых способов ее взаимодействия с социальными объектами, проявляются в так называемой социальной перцепции – стереотипном отражении социальных объектов. Так отношения между этническими группами буквально пронизаны соответствующими установками.
Влияние социума, социальной среды на личность столь значительно, что его результат проявляется в формировании социального характера личности.
Наряду с отдельными чертами и качествами характера формируется общий способ адаптации личности к социальной среде – социальный тип характера человека. Выделяются следующие типы социальных характеров:
1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью личности к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает.
Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это волевой борец за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей.
2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.
Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.
Разлад с внешним миром эти люди преодолевают посредством внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности, но, не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.
3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Для него характерны конфликтность между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивность, преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств, недостаточная структурированность самосознания.
Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые устремления должны, по их мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена прошлым опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Их отличают инфантильность, неприспособленность к преодолению жизненных трудностей. Основной мотив их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм).
Все новые ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности, капризам, упрямству, уходу в мир грез и бесплодных мечтаний.
4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности позиций, беспринципности, что свидетельствует о низком уровне развития личности, отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения.
Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей. Не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешний.
В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально-положительное, или как асоциальное, или антисоциальное.
Регуляция поведения людей, социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.
В процессе познания люди, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными у общества стереотипными представлениями о личностных свойствах людей. Такие представления часто оказываются неадекватными. Это связано со спецификой происхождения стереотипов, их тенденцией к устойчивости, неполной представленностью в них существенных признаков и пр. Использование неадекватных стереотипов приводит к ошибочным умозаключениям[3, с.12].