Социокультурные процессы социальной работы

Система социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. В отечественной социологической литературе распространено понимание общества как, определившейся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивой системы социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемой силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), основывающейся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.

С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь. А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Рассмотрим социокультурные процессы социальной работы.

Культура – это не только музыка и поэзия, архитектура и скульптура, живопись и прикладное искусство. Это и наши взаимоотношения, и состояние наших улиц и кладбищ, это и внешний вид городов и транспорта. Культура – это вечный, непрерывный процесс реализации добра и ликвидации зла.

Культура как идеал – это генеральный ориентир, указывающий путь в будущее человечества, такое, каким оно должно быть в соответствии с требованиями науки и природы. Ни в одной стране мира интеллигенция не подвергалась такому остракизму, как при советской власти в России. Трагедия эмиграции началась в годы братоубийственной гражданской войны, когда Россию докинули более миллиона человек.

Жизнь показала, что в течение 3 лет советской власти главная опасность исходила не от людей знания, не от людей культуры, а от людей малограмотных, дорвавшихся до власти. Могли ли они хотя бы понимать, на кого поднимают руку? Если перечислить только виднейших философов, отправленных в изгнание, то это Н. Бердяев, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, И. Ильин, Н. Лосскид, Л. Карсавин. Выхолащивание русской духовности шло и потому, что многие видные деятели русской культуры добровольно покинули свою родину. Например, Горький, Кулрин, Бунин, Цветаева... В списке эмигрантов оказались не только писатели и поэты, но и цирковой дрессировщик Дуров, певец Шаляпин, художник Репин и др. Часть из них позднее вернулась в Россию, но лишь некоторые затем не подверглись репрессиям.

В настоящее время из России также эмигрируют многие тысячи ученых, специалистов, деятелей искусств, ощущающих свою невостребованность в родной стране. Поэтому актуальнейшей задачей современности является возрождение интересов к национальной культуре, популяризация русского искусства, ставшего достоянием мировой культуры и порой неведомого нам самим.

Одна из важнейших социальных задач – сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа которые отрицательно влияют на здоровье и формирование здорового образа жизни.

В социальной работе очень важно, чтобы не только повышалась требовательность к каждому человеку за состояние его здоровья, велась активная борьба против употребления алкоголя, курения, физической пассивности людей, но и осуществлялась целенаправленная пропаганда здорового образа жизни. Ясно, что формы деятельности людей, социальных групп по своей сущности имеют сугубо социальный характер. Но человек представляет собой единство социального, психического и физическою. Здоровый образ жизни характеризуется именно оптимальным сочетанием и единством этих уровней жизни человека. Для здорового образа жизни важно, чтобы физические и духовные возможности человека осуществлялись гармонично, что связано с социальной к психофизической активностью в общественно-трудовой и иных формах деятельности. По существу все это – компоненты здорового образа жизни, социально-оздоровительное содержание нормальной жизнедеятельности в современных социальных и природных условиях.

Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, сформировавшихся на той или иной социально-экономической основе. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспитанием членов общества, а также связями с производством, наукой и техникой.

Не менее важно, и даже можно сказать принципиально, соотношение физической культуры личности с другими под сферами общекультурного уровня человека. Здесь можно указать, по крайней мере, на три линии такого взаимодействия.

Первая – роль и место физического совершенствования и общей структуре гармонически развитой личности и тем самым роль и место физического совершенствования в становлении такой личности.

Вторая определяется местом занятий физическими упражнениями в организации общего режима жизнедеятельности.

Третья фиксирует, насколько велика связь с творческим началом личности, с ее общей социальной активностью, формами направленностью последней, т. е. установкой личности на самодеятельные начала.

В контексте данной темы социальная работа как фактор социокультурных процессов общественной динамики неразрывно связана с понятием духовности, духовной культуры. Приобщение к миру духовной культуры возможно только через культурные ценности, произведения художественного творчества.

В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным.

Подводя итог, подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных.