Социологическое знание, факты, проблема, гипотеза, теория
За социологическое знание часто выдают различные данные об общественных явлениях, полученные в результате целенаправленного сбора информации. Последняя может быть получена в результате опросов, знакомства с литературными источниками, путем личного наблюдения и т.д. Следует, однако, отдавать отчет в том, что социологическое (научное) знание — это совокупность различных форм (частей, компонентов) знания: факта, проблемы, гипотезы, теории. Взаимодействие этих форм характеризует социологическое знание и социологическое исследование, проводимое с целью его получения.
Сбор различного рода данных, необходимых для принятия тех или иных решений, для осуществления деятельности в той или иной сфере может осуществляться профессионально, посредством специальных методов. Это, однако, не довод в пользу того, что получаемая такого рода информация — социологическое знание. Так, массовые опросы, проводимые с различного рода практическими целями (например, выявления эффективности средств массовой информации, "зондаж" общественного мнения для предсказания поведения избирателей, опросы потребителей для повышения конкурентоспособности фирмы и т.д.), относят к так называемой "демоскопии".
Социологический характер знания обусловлен используемым категориальным аппаратом, содержанием теорий, значимость которых обнаруживается не только при формулировании проблемы и выдвижении гипотез, но и при фиксировании таких элементарных компонентов социологического знания, как факты (лат. factum — сделанное, свершившееся).Научный факт не есть само событие либо явление. Это знание о том или другом, установленное научным способом. Принято считать, что социолог имеет дело с социальными фактами. Такого рода факты могут характеризовать поведение индивида или социальной группы, состояние их сознания, их настроения или мнения. Социальным фактом может быть характеристика состояния предметно-вещественной среды (например, неразвитость обслуживающей сферы, недостаток транспортных средств, неблагоприятное экологическое состояние). Однако установление того или иного социального факта предполагает использование определенных теоретических представлений, некоторую интерпретацию природы изучаемого объекта. Например, исследуют политическую активность населения и устанавливают низкий ее уровень. Но установлению этого факта предшествует понимание того, что такое "политическая активность", что можно считать низким или высоким ее уровнем и т.д. "Факт" фиксируется посредством социологических категорий и интерпретируется в соответствии с имеющимися по данному вопросу теоретическими представлениями.
Как пишет В. Ядов, "описание и обобщение социальных явлений осуществляется в научных понятиях, и если это понятие социологического знания, то соответствующие социальные факты могут быть названы фактами "социологическими".
Как видим, социологический факт обусловлен имеющимися научными понятиями и, следовательно, той или иной социологической теорией, в рамках которой понятия, как уже отмечалось, имеют определенный смысл. Для уяснения природы социологического факта имеет также значение то, что факты — это "обоснованное знание", которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале". Последнее означает следующее: установление, к примеру, факта низкой политической активности предполагает указание на то, какая конкретно часть населения имеется в виду (страны, региона, города, определенной социальной группы и т.д.) и в какой период времени.
Что касается того, что факт — обоснованное знание, то это же можно сказать и о других частях (компонентах, формах) социологического знания — о проблеме и гипотезе. Их обоснование, как и обоснование факта, осуществляется посредством обращения к какой-либо социологической теории, предполагающей использование соответствующих категорий.
Проблема в самом простом ее понимании — это вопрос, на который нужно ответить, но знаний для ответа недостаточно. Для этого и проводится исследование. И если неясно, что хочет исследователь (то есть на какой вопрос он собирается отвечать, какое знание ему следует добывать), то нет смысла исследование проводить. Проблема тем отличается от задачи, что для решения последней знания имеются, следует только их использовать, чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если ставится проблема, то знания нужно найти, добыть. Не случайно проблема буквально означает "преграда" (в переводе с греческого). В основе проблемы, как считается, лежит какое-либо противоречие: между фактами, между фактами и способами объяснения, между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. Научная проблема формулируется и осмысливается в рамках уже имеющихся научных понятий и теорий.
Соответственно социологическая проблема выражается языком социологии и свидетельствует об уровне ее развития, наличии соответствующих теорий. Например, формулирование социологических проблем, касающихся конкретных сфер общественной жизни, определенных социальных групп или процессов стало возможным лишь тогда, когда возникли теории среднего уровня (частные, специальные социологические теории) или теории отраслевой, "проблемно-ориентированной" социологии.
Следует также иметь в виду, что сформулированная проблема может в ходе исследования конкретизироваться, дифференцироваться (подразделяться) на ряд более частных проблем. Она может также уточняться, видоизменяться. Тем не менее ее формулирование необходимо, ибо оно ориентирует исследователя, делает исследование осмысленным и целенаправленным. Значимость проблемы в социологическом исследовании состоит также в том, что характер проблемы обусловливает и характер исследования: является ли оно теоретическим (точнее, научным, то есть проводимым с сугубо научными целями, направленным на решение выявленных в ходе развития науки противоречий) или же прикладным и стимулируется необходимостью разрешения некоторого противоречия, возникшего в процессе практической деятельности (о прикладных социологических исследованиях),например, между необходимостью повышения эффективности производства и отношением рабочих к труду.
Слово гипотеза переводится как "предположение" (с греческого). Действительно, под гипотезой понимают предположение, истинность которого следует доказать. Однако научная гипотеза в той или иной степени обоснована. Это относится и к социологическим гипотезам, относительно которых Н. Смелзер, например, пишет следующее: "Гипотезы не являются ни с чем не связанными идеями. Они всегда основаны на одной или нескольких теориях". Гипотезы должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было либо доказать, либо опровергнуть. Проверяемость гипотез является необходимой их характеристикой. Гипотеза проверяется различными способами и, в частности, путем обращения к фактам, обнаруженным в ходе исследования. При этом несоответствие выдвинутой гипотезы фактам — это также научный результат, который может иметь не меньшее значение, чем установление соответствия.
Так, ленинградские социологи, проводившие во второй половине 60-х годов изучение отношения к работе молодых рабочих промышленных предприятий г. Ленинграда, столкнулись со следующим обстоятельством: гипотеза о том, что более высокий общеобразовательный уровень рабочих будет свидетельствовать и о более высоких показателях в работе ("объективное отношение к труду"), не подтвердилась. Оказалось, что лучшие результаты были у рабочих, имеющих 7 — 8 классов образования (в сравнении с теми, которые окончили 10—11 классов). Гипотеза была основана на предыдущем изучении влияния образовательного уровня на трудовую деятельность рабочих, проведенном академиком Струмилиным еще в 30-х годах. Однако гипотеза требовала уточнения: указанная связь проявлялась по-разному в зависимости от характера рабочего места, сложности выполняемой работы (ее квалифицированности), стажа, работы на предприятии, от того, какая жизненная ориентация сопутствует определенному уровню образования и т.д. "Отрицательный результат" стимулировал множество исследований, которые дали возможность получить информацию, необходимую для решения важной социальной проблемы — приобщения молодых рабочих к труду.
Наконец, "последняя" форма (компонент, часть) социологического знания — теория — комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты. О теории уже говорилось немало — и в связи с методологией и характеристикой социологических категорий, и в связи с выяснением того, что такое факт, проблема и гипотеза. Необходимость неоднократного обращения к теории свидетельствует о том, что теория — весьма значимая форма знания, которую не случайно считают "высшей, самой развитой формой организации научного знания".
В настоящее время в социологии функционирует множество теорий, относящихся либо к общей социологии, либо к различным ее отраслям: теории аномии (Мертон, Дюркгейм), социального конформизма (Хорни, Фромм), социальной установки (Знанецкий, Оллпорт), массовой культуры (Паркер, Рисмэн), классов (Маркс, Вебер), бюрократии (Вебер, Гоулднер) и др. Знание социологических теорий необходимо для профессиональной социологической работы, оно является важным условием не только для успешной исследовательской работы, но и для грамотного решения задач, с которыми приходится иметь дело социологу-практику.