Социологическое исследование
Социологическое исследование направлено на поиски объяснения человеческого поведения под влиянием социальных факторов и, следовательно, ориентировано на поиск некоторой закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но всегда требующей эмпирического (т., е. опытного, фактического) подтверждения и критического сопоставления с другими гипотезами. Источником таких гипотез - могут быть и сложившиеся научные концепции, и реже - обыденное знание.
Социологическое исследование - система логически последовательных процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении, процессе.
Всякое исследование начинается с исследовательской проблемы. Иногда это может быть незнание каких-то фактов, а иногда пробел в нашем понимании. Исследования, в зависимости от глубины познания проблемы, могут быть описательными и аналитическими, пилотажными. Описательное исследование лишь отвечает на вопрос: что здесь происходит? Исследование, связанное с поиском причинно-следственных связей - аналитическое может приблизить нас к пониманию и объяснить, почему события происходят именно так. Пилотажное исследование является пробным, в его ходе проверяются (на небольшом массиве людей 50-100 человек) все элементы будущего основного исследования. Например, если исследование предполагается проводить методом опроса, то при пилотаже разведывается качество составленного опросника.
Кроме того, социологические исследования могут быть повторными и точечными (разовыми); эмпирическими и прикладными; сплошными и выборочными.
При проведении социологических исследований широкое распространение получил выборочный метод. Поэтому множество исследований (анкетных опросов, наблюдений, экспериментов и т.д.) являются выборочными. Достаточно опросить часть - выборку, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности).
Для составления выборки используют данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой фирмы и т.д. Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной совокупности.
Эмпирические и прикладные исследования - разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить:
Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то специальную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, а предназначены для решения конкретных социальных проблем, возникающих в повседневной жизни в трудовых коллективах, группах людей.
Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. В них включено множество объектов, например, средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте.
Социологическое исследование, как и любая другая деятельность, планируется - программируется. Теоретическая часть программы социологического исследования, как уже отмечалось, начинается с выделения предварительного анализа проблемы. Проблема исследования - это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Затем выделяется объект и предмет исследования, выдвигается цель исследования, которая конкретизируется задачами. Важнейшими элементами программы являются гипотезы исследования и логический анализ основных понятий. Гипотезы исследования - этр предположения о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами. Гипотеза - это предположение по поводу того, какие отношения существуют между явлениями, интересующими исследователя. В эффективном исследовании гипотеза должна формулироваться так, чтобы полученный фактический материал давал возможность ее проверить, т.е. подтвердить либо опровергнуть. Анализ понятий - процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Конечная цель этой процедуры - расчленение, разделение основного понятия (понятий) на составляющие элементы, которые доступны непосредственному измерению путем опроса, наблюдения и т.д.
Программа исследования составляется на предварительном этапе, за которым следует этап сбора информации, а затем - этап обработки информации, и заключительный - анализа информации и подведения итогов.