Социология в России в XIX-XX века
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными Великой французской революцией и развитыми её идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершённой концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.
Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л. И. Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.
Второе направление – органическая школа – представлена Е. В.де Роберти (1843 – 1915), А. И. Строниным (1827 – 1889), П. Ф. Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я. А. Новиковым (1830 – 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своём развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.
Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н. М. Коркунову (1853 – 1904), Л. И. Петражицкому (1867 – 1931), П. И. Новгородцеву (1866 – 1924), Б. А. Кистяковскому (1868 – 1920), Б. Н. Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении.
Марксистская школа в социологии была представлена М. И. Туган-Барановским (1865 – 1919), А. А. Богдановым (1873 – 1928), Г. В. Плехановым (1856 – 1918), В. И. Лениным (1870 – 1924) и отчасти, до определённого времени П. Б. Струве (1870 – 1944), С. Н. Булгаковым (1871 – 1944) и Н. А. Бердяевым (1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так,Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал её тесную и близкую связь с одной из наук о природе – биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.
У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н. Я. Данилевский (1822 –1885), М. М. Ковалевский (1851 – 1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П. А. Сорокин (1889 – 1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.
В определённом смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».
Следует остановиться на научном наследии одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли в её классическом понимании – П. А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.
В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество.
Наследие П. А. Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П. Л. Лавров (1823 – 1900), Н. К. Михайловский (1842 – 1904), Н. И. Кареев (1850 – 1931).
Индивид, утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями».
Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека с обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих выводы З. Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа.
Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. «Тезис, - писал он в своей работе “Основные вопросы философии истории” (1883), - это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис – зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез – зависимость среды от индивида и его самообусловленности».
На наш взгляд, субъективистское направление в наиболее полном виде даёт представление о всей социологической мысли в России. Хотя субъективизм в развёрнутом и обоснованном виде ориентируется на изучение человека в его специфическом специальном измерении, нужно признать, что и представители других школ также разделяли многие идеи о социальной сущности человека, о его сознании и участии в решении общественных проблем.
Так, Л. И. Петражицкий особое значение придавал роли эмоций как автономному доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. А. А. Богданов писал о социальном инстинкте – силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими людьми, поступать, как они, что особенно отчётливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Более того, Богданов утверждал в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие и социальное сознание – одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу». Главным критерием «культурно-исторических типов», по Данилевскому, является языковая близость. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и её роли в жизни людей.
Иначе говоря, практически все социологи в России в XIX – начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития отечественной социологии в этот период времени.