Социология и социальная работа
Своим теоретическим достоянием, методологии познания социальной реальности, выяснение эффективности практических усилий социальная работа обязана социологии (лат. societas - общество) - науке об обществе как целостной системе, институты, процессы, группы и сообщества, принципы их взаимодействия, отношения личности и общества, закономерности имеющейся поведения людей.
Для социальной работы особую ценность представляют социологические знания об особенностях социальных общностей, взаимодействия индивидов, принадлежащих к ним, социально-типичные характеристики личности, которые являются носителем не только индивидуально-неповторимых черт, но и свойственных определенному социальному слою, этносу, общих особенностей, традиций, ценностей, норм, взглядов, потребностей и т.д.
Результаты социологических исследований получили немалое значение для социальной работы с возникновением специальных социологических теорий, утверждением их как определенного самостоятельного уровня социологического знания и с формированием на этой основе основных отраслей социологии (социологии права, социологии труда, социологии города и села, социологии, социологии семьи, этносоциологии, социологии религии, социологии конфликта, социологии девиантного поведения, тендерной социологии и др.).. Все это очень важно при определении стратегии социальной работы в конкретных социально-исторических условиях, оптимизации усилий в работе с конкретными категориями клиентов.
Взаимодействие социальной работы с социологией происходит по следующим направлениям:
1) использование результатов социологических исследований социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социума в практической социальной работе;
2) использование социологических знаний об обществе, сообщества, личность при подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;
3) анализ социальной работы, экспертная оценка ее форм и методов с точки зрения их значимости для общества, конкретной среды и лиц, относительно которых она реализуется.
Использование социологических знаний в практической социальной работе свидетельствует об их соотношение как науки и профессиональной деятельности, с одной стороны, и общественного института - с другой. Социальные работники опираются на знания, сформированные в рамках социологии управления, социологии конфликта, Этносоциология, понимающей социологии, системного социологии и других отраслей (знания, рекомендации, социальные проекты). Эти знания являются основой для развития моделей структурной социальной работы (социологически ориентированных моделей социальной работы), направленных на организацию социальной защиты коллективными средствами.
Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, который занимает определенную должность и выполняет определенный набор функций, а также учреждений социальной работы, группы социальных работников, волонтеров и т.д.. Особое значение для нее имеют управленческий процесс, управленческие циклы, технологии управления, планирования социальной работы.
Во взаимодействии социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел социологического знания, как социология управления персоналом, который непосредственно касается организации работы, использования кадрового потенциала различных социальных служб и органов управления социальной сферой.
На решение проблем социальной работы, организации деятельности практических социальных работников существенно влияют теоретические и практические наработки социологии семьи. Прежде всего, это проявляется в диагностировании семейного положения клиента, социального положения, материального обеспечения разных семей и групп. Ценным для социальной работы является концепция социального времени (социальной истории) семьи, которая утверждает, что на каждом этапе своего развития семья решает типовые задачи. Без социологического осмысления этих реалий социальным работникам трудно познать и понять проблемы клиентов, найти и оптимально использовать средства их решения.
Социология труда обогащает социальную работу знаниями о положении и образ жизни, трудовую деятельность различных профессиональных групп населения. Эти знания способствуют пониманию социальными работниками специфики возникновения проблем клиента, возможностей их преодоления усилиями профессионального, производственной среды, а также специфических особенностей работников различного профиля, зависимости их обеспеченности от условий и результатов труда на конкретном рабочем месте. Обращает внимание социология труда и профессиональными заболеваниями, стереотипы мышления, традиционные разновидности поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Зная это, социальные работники могут использовать весь арсенал своих возможностей в решении проблем клиентов, оптимизировать стратегию организации социальной помощи уязвимым группам населения, влиять на социальную политику государственных органов, негосударственных организаций. Социология труда исследует и проблемы занятости, безработицы, оптимальной организации рабочего места, социальной защиты работника в трудовом коллективе, всегда интересует социальных работников.
Большое практическое значение для социальных работников имеет социология духовной жизни, которая аккумулирует данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социальных групп, сообществ, различающихся своими духовно-идеологическими, морально-этическими, художественно-эстетическими, региональными ориентациями.
Эта отрасль социологии, а также социология культуры совместно с психологией и философией помогают социальным работникам дифференцировать клиентов по типам и видам их Я-концепции, представлений о себе, свои права, возможности, перспективы развития. Учет культурного контекста быта клиента, его предпочтений в мире культурных ценностей является важным условием эффективной помощи, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни), несогласованность ориентаций и реального социального положения.
Социальным работникам также приходится учитывать стиль и образ жизни социальных групп, которые отличаются своим культурно-образовательным уровнем. Знание по социологии культуры особенно полезными в привлечении к социальной работе представителей учреждений культуры (библиотекарей, музейных работников, артистов и т.д.), которые помогают рационально использовать благотворного влияние искусства в социальной реабилитации индивидов, групп, общин.
Социология социальной работы и социология «третьего сектора» (неправительственных организаций) раскрывают и осмысливают особенности деятельности различных групп социальных работников, активистов негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой, социальных служб и учреждений, что способствует оптимизации организационных, технологических аспектов профессиональной и добровольной социальной работы. Они осуществляют мониторинг развития социальной работы как деятельности и общественного института, заботятся о целостности, разносторонность научного сопровождения и организации социальной работы.
Возможностями социальных исследований часто пользуются специалисты социальной сферы, получая ценную информацию об эффективности своих усилий, восприятие их среди клиентов и в обществе в целом, о целесообразности внедрения конкретных программ, направленных на улучшение социальной защиты населения. При составлении социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска они используют данные интервью, анкетирование, опрос, писем, документов, архивных материалов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно используют в социологии.
В общем, без использования достижений поисково-исследовательского инструментария социологии социальная работа рискует потерять связь с реальностью и развиваться на периферии актуальных жизненных потребностей людей, чьи социальное самочувствие, эмоциональное благополучие, видение бытийной перспективы зависят именно от нее.