Социология малых групп и ее основные проблемы
Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Социология малых групп — область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.
За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление.
Существуют разнообразные классификации малых групп:
- первичная и вторичная
- целевые и официальные
- членства и референтные и т.д
Референтные группы – образец для подражания.
В каждой малой группе возникает определение межличностная коммуникация, она имеет несколько форм:
А) Модель колесо (общение, через лидера)
Б) Модель цепочка (разделение по парам и общение с лидером, либо ведущий в паре общается с лидером)
В) Модель «У»
Г) Модель круг (общение происходит по кругу, а с лидером общ. Только примыкающие к нему люди)
В Исследованиях малых групп выявляется несколько направлений:
1. Социометрическая (Д. Морено) – принадлежит разработке социограммы, которая позволяет выявить степень сплоченности группы и статус участника. Определяется формулой
S=P1/P2
Р1- количество сделанных положительных выборов (в пользу того или иного члена группы)
Р2- количество возможных положительных выборов.
S- степень сплоченности и статуса участников.
Недостаток данной формулы, в том, что она определяет и ведет оценку только на эмоциональном уровне, не учитывая мотивов выбора.
2. Социологическое направление( Мэйо)- ставится цель внутри формальной группы, выявить структуру не формальных отношений и использовать в интересах той или иной организации.
На базе этих организаций возникла «доктрина человеческих отношений»:
Руководитель должен видеть в подчиненном, живого человека. Опираясь на его сильные стороны, для выявления продуктивности и результативности работы.
3. Школа групповой динамики (К. Левин)- изучает процессы происходящие в группе и на этой основе исследует основные внутригрупповые конфликты, а так же эффективность в сотрудничестве, конкуренции и исследованию в групповых решениях.
4. Концепция референтных групп (Хаймен и Стауффер)- реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.