Социология малых групп и ее основные проблемы

Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Социология малых групп — область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.

За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление.

Существуют разнообразные классификации малых групп:

- первичная и вторичная

- целевые и официальные

- членства и референтные и т.д

Референтные группы – образец для подражания.

В каждой малой группе возникает определение межличностная коммуникация, она имеет несколько форм:

А) Модель колесо (общение, через лидера)

Б) Модель цепочка (разделение по парам и общение с лидером, либо ведущий в паре общается с лидером)

В) Модель «У»

Г) Модель круг (общение происходит по кругу, а с лидером общ. Только примыкающие к нему люди)

В Исследованиях малых групп выявляется несколько направлений:

1. Социометрическая (Д. Морено) – принадлежит разработке социограммы, которая позволяет выявить степень сплоченности группы и статус участника. Определяется формулой

S=P1/P2

Р1- количество сделанных положительных выборов (в пользу того или иного члена группы)

Р2- количество возможных положительных выборов.

S- степень сплоченности и статуса участников.

Недостаток данной формулы, в том, что она определяет и ведет оценку только на эмоциональном уровне, не учитывая мотивов выбора.

2. Социологическое направление( Мэйо)- ставится цель внутри формальной группы, выявить структуру не формальных отношений и использовать в интересах той или иной организации.

На базе этих организаций возникла «доктрина человеческих отношений»:

Руководитель должен видеть в подчиненном, живого человека. Опираясь на его сильные стороны, для выявления продуктивности и результативности работы.

3. Школа групповой динамики (К. Левин)- изучает процессы происходящие в группе и на этой основе исследует основные внутригрупповые конфликты, а так же эффективность в сотрудничестве, конкуренции и исследованию в групповых решениях.

4. Концепция референтных групп (Хаймен и Стауффер)- реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.