Специфика деятельности православного молодежного объединения на приходе
Перед Православной молодёжью стоит задача сохранения своих Православных корней в среде, культуре и обществе, отношение которых к этим духовным целям не только не благосклонно, но зачастую и открыто враждебно. Данное положение вещей можно совершенно определённо охарактеризовать как состояние духовной брани, и духовное борение в такой среде без сильной братской, отеческой поддержки часто заканчивается впадением в душевное уныние, разочарование и даже отчаяние. Испытавшие всё это на себе, очень хорошо понимают старую русскую пословицу: «Один в поле – не воин!»
Дополнительным фактором, влияющим на духовное состояние православной молодёжи, который мы иногда сильно недооцениваем, является сильное и даже пугающее влияние подростковой среды. В жизни каждого человека влияние подростковой среды особенно сильно ощущается в определённый критический период становления личности, который обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того чтобы быть принятыми в желаемый круг общения, многие молодые люди, даже против своей воли, склоняются к участию в поведении и к поступкам, о которых впоследствии сожалеют. Посему очень важно, чтобы характер, суть социальных групп или товариществ, которые складываются в это время, были позитивными.
Объединения, прежде всего, должны давать молодому человеку уверенность в том, что он не одинок. В современном мире очень остро стоит проблема одиночества и убежденности, что до тебя нет никому дела. Это заблуждение сталкивает очень многих молодых людей в пропасть. Встречаться с близкими по духу и вере людьми, узнавать и видеть на опыте, что твое одиночество может, в конце концов, уступить место общению, дружбе, помощи — это очень важно.
Очень важно возращение и создание для молодых людей православного уклада в их личной жизни. Им совершенно необходимо понять, как православная вера на деле выстраивает всю жизнь человека — семью, круг общения, интересы, общественную жизнь и т.д.
На приходе настоятель весьма занят и в редких случаях готов лично заниматься молодежным вопросом. Подготовленных кадров у него нет. Второй священник обыкновенно также загружен (требы, окормление воинских частей, детских домов, сбор средств на строительство и т.д.), в воскресной школе работают в основном женщины, которые более-менее справляются с ребятами до 12 лет. Это значит, что любому приходу требуются координаторы молодежной жизни из среды самой молодежи. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке молодежных лидеров.
Часто возникает ситуация, когда энергичный и искренне расположенный к Церкви руководитель светской организации, скажем прямо, не слишком искушен в вопросах веры и традициях благочестия - и наоборот, священнослужители и миряне, призванные заниматься молодежной деятельностью, не имеют необходимых педагогических и организационных навыков. Необходимо восполнить эти недостатки, воцерковить светских руководителей и дать необходимые светские знания церковным специалистам.
С этой целью в 2010 году в Москве была открыта Школа православного молодежного актива «Вера и дело». В этой школе на краткосрочных курсах ведется обучение ответственных за молодежное служение в приходах и православных молодежных лидеров Москвы. Слушатели курсов овладевают практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получают знания по управлению проектами, развивают организаторские навыки, а также изучают особенности миссионерской работы с различными целевыми группами. Выпускникам курсов выдается удостоверение государственного образца по специальности «Организатор молодежной работы». [8, c.22-23]
По словам Святейшего Патриарха «предполагается открытие в Москве краткосрочных курсов для ответственных за молодежную работу из епархий. Одновременно рассматривается возможность открытия в ряде епархий подобных курсов, которым будет предоставлено методическое и кадровое обеспечение. Ежегодный православный молодежный лагерь “Федоровский городок”, организуемый Синодальным отделом по делам молодежи, будет переориентирован на подготовку православных молодежных лидеров из регионов».[8, c.22]
Особая группа сложностей и проблем, с которыми сталкивается молодежная община – сложности «возрастного» развития. Сюда, прежде всего, следует отнести:[12, 18]
1) Нечеткая постановка целей и задач.
Проблема молодежного служения на приходах привлекает к себе внимание пастырей, миссионеров, педагогов. Одна из сторон проблемы такова, что молодежь, в силу особенностей своего возраста, социального статуса, других особенностей, как ни одна другая возрастная категория желает проявить себя, дать выход своей энергии. С другой стороны, это время поиска себя, период самоутверждения, период низвержения авторитетов. И поэтому, для пастыря существует опасность, что в случае, если он не укажет направление для приложения этой активности, то рискует вскоре обнаружить, что его молодая паства, в лучшем случае, переходит в другой храм. И хорошо, если на другом приходе, будет открыта возможность для деятельности, если же нет, то эта молодежь пойдет на следующий приход и так и будет мыкаться, пока не повзрослеет. Хуже всего в этой ситуации будет то, что опыт подобной "приходской жизни" будет воспринят как нормальный, и в свою очередь приведет к уходу из Церкви на периферию общественной жизни.
2) Ограниченность задач, бесперспективность.
Группа ограничивается только решением поставленной задачи. При этом не развивается никакая другая форма ее жизни и деятельности. При достижении поставленной конкретной цели ощутимо усиливается инертность, развивается психологическая усталость от совместной жизни и работы. Кружок претерпевает кризис и встречается с вероятностью развала.
3) Гипертрофированность псевдоцерковных отношений.
Гипертрофированные псевдоцерковные, яркоокрашенные в православные цвета отношения участников молодежного кружка со священством – руководителем, настоятелем. При намеренном и последовательном поставлении молодежного кружка в формат «паствы», «пасомых», «учимых», при «заискивающем» типе взаимоотношений с духовенством и при проведении тенденции «благословения» на все, при требованиях от молодых людей в обязательном порядке «брать благословение» при встречи «как у священника», «как у настоятеля» – многократно снижают скорость и саму вероятность формирования именно молодежной общины вокруг Христа и в Его Церкви, равно как и сохранения более или менее стабильного состава участников кружка, благоприятного и доверительного, дружеского и благожелательного климата межличностных взаимоотношений внутри группы.
Реальная работа, как это ни печально, экономически не выгодна, ведь настоящая жизнь молодежи (и детей) на приходе требует реальных затрат. Понятно, что это «инвестиции в будущее» — молодые люди станут взрослыми и, возможно, сторицей воздадут приходу, делая пожертвования. Но до этого еще надо дожить. Выходом могло бы стать разрешение правящих архиереев «списывать» расходы на работы с молодежью с приходского налога, отсылаемого в епархию.
У молодежи на приходе должна быть создана здоровая культурная питательная среда, участвуя в которой молодые люди могут вести полноценную жизнь. Такая среда, как любая система жизнеобеспечения создается постепенно. Она формирует участников, но и участники формируют ее. Поэтому логично начинать такую работу не только со старшеклассниками и студентами, но и с подростками, начиная со среднего школьного возраста.
Необходимо отметить следующие два обстоятельства [10]:
1. Молодежи нужно собираться вместе, для этого нужно организовать молодежные встречи, поездки и т.д. Таким образом, создается среда, в которую можно приводить своих «неверующих» друзей, в которой можно возрастать и рассказывать о своей вере.
2. Все выделение молодежи в отдельную группу искусственно. Происходит изоляция. Гораздо лучше интегрировать молодых людей в приходские служения: дела милосердия, хор, алтарничанье, хозяйственные дела - кому что интересно. В рамках этих «подсистем» молодые люди будут общаться с верующими взрослыми и это как раз будет способствовать их более полному и ответственному воцерковлению.
Создание подобной культурной среды, причем не только для молодежи, но и для всех членов прихода – прямая обязанность приходского социального педагога, главная цель его деятельности. В западной религиозно-педагогической литературе педагога, помогающего священнослужителю на приходе, нередко называют «приходским педагогом». Согласно Энно Розенбуму, автору концепции приходской педагогики, весь процесс жизнедеятельности прихода рассматривается как воспитательный процесс. При этом само христианское воспитание происходит, прежде всего, в живом общении, а уже потом посредством целенаправленной педагогической деятельности [24, с.92].
Из всего сказанного выше очевидно, что создание воспитывающей среды для молодежи будет успешно в том, и, только в том случае, если оно будет частью более общей работы по созданию такой среды в рамках всего прихода. При этой роль социального педагога в этой работе является основной.
Молодежное объединение призвано решать педагогические задачи. Первые воспитатели — это родители. И полностью перевешивать эту функцию с семьи на приход или на кого-то еще не правильно. В современной, пусть даже православной семье, далеко не всегда хватает времени, знаний, умений и того самого уклада жизни, которые необходимы для полноценного воспитания детей. Объединение усилий родителей, священства, добровольцев и наиболее инициативных ребят на приходе поможет создать этот уклад и в самих семьях, наладить более доверительные отношения с подростком в семье. Проще говоря, у родителей и детей откроются общие интересы (помимо бытовых), будут дополнительные поводы для общения в семье и вне ее.
Важно понимать, что процесс такого совместного воспитания невозможен без самовоспитания его участников. Важным принципом объединения является понимание каждым его участником от мала до велика необходимости самовоспитываться и развиваться. Не только в духовном смысле, но и с точки зрения знаний и умений. Чтобы кому-то из старших ребят провести игру или занятие по теме, необходимо подготовиться, порыться в материале и т.д. Пусть это будет не профессиональным изучением этого предмета, но приоткроет человеку область нового знания.
Степень участия каждого, кто задействован в организации жизни объединения может и должна варьироваться по необходимости в силу наших возможностей и занятости. Поэтому мы говорим не об организаторах, которые тянут на себе непосильную ношу, но о «координаторах» объединения. Координатор должен уметь помочь людям найти подходящую им нишу, выработать конструктивную логистику приходской молодежной жизни. Такому планированию и организации деятельности необходимо учить в методических центрах и на специальных курсах.
Отметим те жизненные навыки, которые может получить участник приходского молодежного объединения: [15]
- Навыки общения со сверстниками. Возможность для более полного общения в семье — участие родителей в объединении.
- Опыт «дела». К сожалению, большинство детей и подростков (особенно городских) не умеют доводить начатое дело до конца. И в повседневной жизни, и в учебе. Отсюда часто развиваются различные комплексы и т.д. Опыт небольших, но реализованных начинаний поможет почувствовать в себе силы и ответственность за соработников.
- Возможность выбрать свой профессиональный и жизненный путь, попробовав себя в различных областях деятельности.
- Приобретение опыта организации, планирования, руководства. Человек, который умеет довести дело до конца, может и других организовать. Даже если у него нет харизмы или организаторских талантов, то он хотя бы может скоординировать действия других. Благодаря опыту «доведенного до конца дела» и приобретенному набору умений, молодой человек постепенно становится воспитателем не только себя, но и своих младших братьев и сестер.
- Возможность найти свое место. Молодому человеку свойственно искать себя. И в определенный момент большинство из ребят поступят в вузы, у них появятся новые компании. Возможно, они не захотят больше участвовать в общих делах. Но это — не неудача. Человек дела, который умеет правильно оценивать свои поступки и происходящие события — это уже большой результат. А если он еще познакомился в объединении с православием (ведь современные дети не всегда из церковных семей), если у него есть опыт веры и дела, то в него заложено доброе зерно, которое может спать до поры до времени, но, когда наступит момент самоопределения или придет время воспитывать собственных детей, у этого человека будет образец и вектор.
Чтобы определить перспективы развития молодежной общинной жизни в РПЦ, в особенности, в Москве, необходимо обратиться к статистике.[12]
За период с начала 2005 по начало 2008 годов при приходах Москвы образовалось около 10 молодежных кружков, преимущественная тема жизни которых – изучение Священного Писания. Даже по одной из таких групп можно судить о том, что при наличествующих условиях через такой евангельский кружок при приходе за год «проходят» около 50, а иногда и около 150 человек. При условии низкой «стабильности системы» и игнорировании законов социальной динамики, этических норм и базовых основ духовной и церковной жизни, а также при игнорировании указанных выше принципов и методологических основ – через несколько лет в группе остается всего лишь несколько человек из первоначального состава при регулярном посещении встреч 15-20-ю и даже 30-ю ребятами. Более или менее стабильной и ответственный состав кружка к третьему году совместной жизни и деятельности обычно состоит из 5–7 человек, причем их общность нередко «цементируется» отнюдь не общими регулярными встречами.
Причины, побуждающие ребят покидать встречи:
1) они не встречают от того, что искали первоначально;
2) тематика и методика проведения встреч гораздо «ниже» их религиозных, социально-психологических и интеллектуальных запросов;
3) при исключительности религиозного элемента в таких группах и при ярко-выраженной дидактичности методов его подачи большой процент участников не приобретает к кружку стабильного интереса в течение периода первоначального посещения встреч на основе энтузиазма.
Повод – всегда по сути один: далеко ездить, поступила в институт, еду на дачу, пишу диплом, короче говоря – нет времени.
Итак, при наличествующих в большинстве подобных описанной ситуации условиях и сохранении имеющейся тенденции, мы имеем следующие перспективы: за год в целом и общем положительный опыт соприкосновения с Церковью будут получать в лучшем случае несколько сот молодых москвичей. В большинстве случаев (70–80 %), это будет именно кратковременный опыт соприкосновения с церковной жизнью и с христианским благовестием. При этом стабильная перспектива именно формирования молодежных общин на настоящем этапе вырисовывается не достаточно отчетливо. Однако налицо тот факт, что создание молодежных кружков при храмах крайне ощутимо способствует изменению церковного климата. Вполне возможно и реально ожидать того, что в течение нескольких лет создание и жизнедеятельность молодежных кружков пойдет именно по пути складывания полноценных молодежных церковных общин.
Таким образом, современная обстановка свидетельствует о теоретической возможности изменения условий и улучшения тенденций в обозримом будущем. При условии появлении «критической массы» вектор формирования молодежных христианских общин из кружков и групп молодежи при приходах примет, как можно надеяться, стабильный и необратимый характер.
В заключение необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что молодежный кружок, молодежная община – есть, как и вся Церковь в целом, живой организм, живые люди, есть, прежде всего, конкретно проявляемое христианское единство. Технические, количественные методики описания этого явления применимы лишь условно и преследуют цель лишь описания наличествующего опыта, попытки объяснить те или иные явления с позиций законов жизни человека – социальных, духовных, психологических, стремления создать условия для трансляции опыта и информации и помощи во избежание ошибок.
Сегодня во всей Церкви созрело понимание того обстоятельства, что духовно-просветительскую работу с детьми и молодежью недопустимо осуществлять от случая к случаю. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нашей Церковью, заключается в следующем: необходимо объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи.
Необходим качественный переход от частных инициатив к системному подходу, к выстраиванию многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения.