Специфика социологического знания
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
На развитие социологии, как современной науки об обществе, оказали и продолжают оказывать влияние множество гениальных мыслителей прошлого и настоящего: немцев - Карла Маркса, Макса Вебера и Никласа Лумана, французов - Эмиля Дюркгейма, Алена Турена и Пьера Бурдье, американцев - Роберта Мертона, Толкотта Парсонса, россиян - Питирима Сорокина и Михаила Ковалевского, англичан - Герберта Спенсера и Энтони Гидценса, а также многих других.
В настоящее время социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два столетия.
Социология изучает социальную структуру общества и процессы, происходящие в обществе, а также взаимное влияние личностей, социальных групп на структуру и процессы в обществе. По мнению российского ученого С. С. Фролова, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
Значительная часть социологической науки включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности. На этом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: историей, политологией, психологией, социальной психологией, антропологией, экономикой и особенно с философией, поскольку философское знание составляет основу научной картины мира в целом. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Поэтому социология, кроме теорий, основывается также и на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов) на эмпирическом уровне.
Промежуточное положение между фундаментальными теориями общесоциологического уровня и эмпирическим обобщением первичной социологической информации занимают теории среднего уровня (специальные социологические теории). Их можно разделить на три группы теорий: социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).
Таким образом, теоретическое социологическое знание ограничено построением теорий - общих и специальных. Отличительная черта любого теоретического исследования способность предсказывать события, поэтому выделяют три основные познавательные функции научной теории описание, объяснение и предсказание. В то же время эмпирические и прикладные исследования, как правило, завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением. Прикладные исследования это исследования местных событий. Цель прикладного исследования не описания социальной реальности, а ее изменение. Эмпирическое исследование в основном нацелено на приращение социологического знания.
Кроме трех уровней в социологии выделяются две основные области изучения социума: макро и микро. Общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, поэтому макросоциологическая область предполагает исследование взаимодействия между собой крупных социальных структур. Базовые понятия этого уровня - общество, социальная система, социальный институт, класс, страта, власть и т.п. Микросоциология это - исследование особенностей межличностных взаимодействий, т.е. взаимодействий людей друг с другом, иногда в группах, иногда в парах, в различных жизненных ситуациях. Базовые понятия этого уровня - социальная группа, групповая динамика, лидерство, социальное действие, социальное взаимодействие и т.п.
Социология дает уникальные возможности получать разнообразные сведения о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и об обществах, которые находятся в другом пространстве и времени. В то же время многие люди в повседневной жизни руководствуются не научными знаниями, а здравым смыслом, люди привыкли думать, что хорошо понимают причины своих поступков и происходящих в обществе процессов и изменений. Однако существуют определенные границы подобного знания и одна из главных задач социологии - показать это. Поэтому социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, - дополняют наши, основанные на здравом смысле, представления. Хотя многое из того, что относится к здравому смыслу основано на работах социологов и других ученых.
Таким образом, современная социология - это самостоятельная наука о закономерностях функционирования общества как целостной, состоящей из многих элементов, системы. К важнейшим элементам общества и, следовательно, социологического знания можно отнести: личность; социальные группы; социальные действия и взаимодействия; социальные процессы; социальные институты и само общество в целом.