Специфические причины подростковой девиации
В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи, включая в себя антисоциальные, противоправные и агрессивные поступки. Существует множество предположений о природе подобного поведения молодых людей, но чаще всего это есть ни что иное как реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Но не стоит забывать и про особенности физического развития, условия воспитания и социальное окружения, которые имеют возможность непосредственного влияния на отклонения в подростковом поведении. Так, оценивая своё тело, подросток делает вывод о своей социальной ценности. Намеки или упрёки со стороны окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Подобные негативные оценки стимулируют детей и подростков постоянно доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям в общении и эмоциональному напряжению, которые и создают «почву» для девиантного поведения.
Строго говоря, подросток – это юноша или девушка в возрасте от 14 до 17 лет. И необходимо отметить, что половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями. Так у подростков отмечаются некоторые диспозиции в уровнях и темпах развития. В 13-15 лет эмоциональность ребёнка становится неустойчивой, появляется упрямство. В то же время, обостряются потребности в самоидентификации и реализации, вырабатывается мировоззрение – подростки ищут свое место в жизни. Однако сочетать неуверенность и желание выделиться, неустойчивость и вспыльчивость молодому человеку не возможно. Усугубляет ситуацию излишнее давление культуры и общества, воспитавших его. Социальное созревание у современных подростков происходит неравномерно. Из-за каких-либо факторов человек может оказаться неприспособленным в некоторых сферах жизни и, в силу возраста, тяжело переживать свою несостоятельность. Диапазон социальных ролей растет в течении всей жизни подростка, а с их освоением так же могут возникнуть трудности. Всё это неизбежно ведёт к нарушению поведения. «Среди поведенческих нарушений выделяют следующие:
· Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях с взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
· Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
· Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
· Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья». Стоит заметить, что некоторые современные источники (Дубровина И. В., Прихожан А. М., и др.) нижней возрастной границей категории «подросток» считают 10 лет, то есть идет тенденция «омоложения».
Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.
М. Мид, изучавшая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, убедительно доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста – факт нашей цивилизации. Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ М. Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.
Многие исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления своего «я», стремления к социальному и личностному самоопределению. Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Э. Эриксон отмечал значимость для подростка его отношений со сверстниками. Это одна из ведущих деятельностей этого возрастного периода. Посредствам общения подросток удовлетворяет свои потребности. Однако взаимодействие современных подростков всё чаще сводится к риску; стихийно созданные уличные группы, созданные на почве нездоровых интересов, формируют отрицательную для подростка микросреду. «Масла в огонь» добавляет СМИ: отсутствие цензуры разрушает моральные нормы, которые закладывались в сознании человека веками, не предлагая в замен новых.
Нельзя не отметить влияние семьи на формирование девиантного поведения подростка. Это связанно и с кризисом института семьи в России. Легкомысленное отношение родителей и непонимание в семье являются факторами риска возникновения психических и поведенческих отклонений.
Так же среди специфических причин в девиантном поведении можно выделить реалии настоящего периода в жизни общества. Социально-экономические изменения последних лет хотя и имели положительные аспекты, однако повлекли за собой ярко выраженное социальное расслоение, а с ним и отвержение базовых социальных ценностей.
Таким образом, нельзя сказать какая из причин толкает подростков к девиантному поведению в большей, а какая в меньшей степени. Но накладываясь друг на друга, они создают реальную угрозу роста темпов развития девиации в подростковой среде, что в свою очередь неизменно ведет к дезорганизации всего общества в целом.