Способы подавления студенческих выступлений

Любое недовольство студентов, ранее воспринимавшееся как внутреннее дело того или иного вуза, ныне все чаще подлежит разбирательству государственных административных органов, деятельность которых имеет ярко выраженный антидемократический характер.

Административный диктат становится отличительной чертой современного университета. Даже с точки зрения буржуазного законодательства он имеет неконституционный характер, поскольку его основу составляют произвольные решения исполнительной власти. Разрыв между зафиксированными в законах правами и произвольными мерами властей – свидетельство включения высшей школы в систему бюрократического регулирования, которое в случае необходимости дополняется полицейским произволом. Например, главное полицейское ведомство США – Федеральное бюро расследований (ФБР) – имеет право ареста по одному лишь подозрению в виновности. Во время студенческих волнений па основании этого несанкционированного американским конгрессом права арестовываются тысячи студентов.

Широко применяются в высших школах и другие меры насилия, в частности судебный произвол в отношении бунтующего студенчества. Во время волнений в Калифорнийском университете (США) были арестованы и отданы под суд 600 студентов. Во Франции решающее слово в принятии того или иного решения, касающегося внутриуниверситетских дел, принадлежит не преподавателям и студентам, а министерству высшего образования и его чиновникам. В мае 1968 г. впервые за всю историю существования Парижского университета на его территорию были введены войска и вооруженные наряды полиции для подавления студенческих волнений. Разрабатывались проекты закона о разрешении права ввода вооруженных сил на территорию университетов и колледжей в США. Применение для борьбы со студенческим движением репрессивных мер обнажает глубоко реакционную сущность существующего капиталистического строя, придает студенческой борьбе драматический характер (подавление студенческих выступлений сопровождается многочисленными жертвами). Все это ведет к нарастанию в университетской среде мелочной административной опеки

Длительное время университетская автономия спасала студенчество от судебно-полицейского террора властей. К тому же и студенчество, выступавшее в целом в качестве привилегированной группы молодежи, своим благонамеренным поведением не давало повода для его применения. Оппозиционные настроения учащихся высших школ, вызванные ростом государственно-монополистического диктата над сферой образования, привели к тому, что в качестве объекта судебного и военно-полицейского насилия оказались и студенты.

Подчинение высших заведений репрессивному механизму современного капитализма происходит и по другим каналам. Один из них – участие университетов и их учащихся в исследованиях для военных ведомств. В США общая сумма заказов военного министерства высшей школе составляет, как правило, многие миллиарды долларов.

Другой канал милитаризации университетов – призыв студентов в армию. Освобождение от военной службы ранее рассматривалось как одно из свидетельств привилегированного положения учащихся высших школ. Наступление на университетские права сопровождается постепенной ликвидацией этой привилегии. В ФРГ она фактически осуществлялся на основе законов о всеобщей воинской повинности.

В Англии традиционное освобождение студентов от службы в армии опирается на отсутствие всеобщей воинской повинности. С 70-х гг. английская армия имеет не всеобщий, а профессиональный характер, комплектуется за счет добровольцев. Рост технической оснащенности современных вооруженных сил, требующих специалистов с высшим образованием, привел к тому, что вербовка добровольцев усиливается в стенах университетов. Молодежные печатные издания, в том числе предназначенные для студенчества, воспевают милитаризм. Не довольствуясь агитационными мерами, правящие круги прибегают в случае необходимости к принудительному вовлечению студенчества в обслуживание своей военной машины. Так, правительство США, ссылаясь на якобы недобросовестное отношение некоторых студентов к своим академическим обязанностям, призывает в армию ту часть учащихся высших школ, которая особенно активно выражает свое недоверие существующему режиму. Армейская служба способствует радикализации студенческих масс. Военная машина современного капитализма имеет такой откровенно угнетательский, антидемократический характер, что даже те из студентов, которые сохраняли известные иллюзии в отношении капиталистического строя, начинают быстро их терять.

Идеологическая обработка населения, включая вузовскую молодежь, возводится в ранг государственной политики.

Через печать, радио, телевидение, преподавание социальных наук студенчеству стремятся навязать стандарты поведения, угодные верхам. Среди этих стандартов – терпеливость, исполнительность, лояльность, умение приспосабливаться и подчиняться. Курс берется на то, чтобы внедрить в сознание студенчества интеллектуальный и социальный конформизм, воспитать из них добросовестных исполнителей своих профессиональных обязанностей.

Идеологический террор, распространение на студентов репрессивных функций современного капитализма в сочетании с кризисом системы высшего образования ведет к росту оппозиционных настроений в университетской среде, к появлению у учащихся высших школ стремления участием в борьбе добиться удовлетворения своих прав.

Успехи Советского Союза и других социалистических стран в решении проблем приобщения к достижениям научно-технической революции всех членов общества стали мощным толчком в процессе радикализации студенческих масс.

Начало этой радикализации положили 60-е годы, особенно период 1967–1969 гг., когда студенческие волнения и протесты были зафиксированы в 25 ведущих капиталистических странах, в том числе в наиболее крупных – Англии, США, Франции, Италии, ФРГ и др. В ряде случаев (Франция- весна 1968 г., Италия, Англия, ФРГ и США– 1967–1968 гг.) в результате студенческих волнений (забастовки, демонстрации, бойкот занятий) оказалась парализованной на некоторое время система образования, власти этих стран вынуждены были предпринять срочные меры по реорганизации учебного процесса якобы для удовлетворения интересов учащихся высших школ. Разумеется, дальше незначительных изменений правительство не пошло, что вызвало серию студенческих выступлений и в 70-х годах, например во Франции весной 1976 г., в декабре этого же года в ФРГ. Не прекращались взрывы студенческого недовольства в Италии, Англии и других странах.

Подъем общественной активности учащихся высших школ сопровождался усилением внимания к ним различных политических сил, каждая из которых стремилась привлечь бунтующих студентов на свою сторону.

В настоящее время в условиях государственно-монополистического капитализма произошло переплетение экономической мощи монополий с государственной политической властью. Под воздействием этого процесса в революционном движении возникает потребность в том, чтобы борьба угнетенных масс за социальные и экономические права дополнялась и сливалась с политическими требованиями. Выступления рабочего класса и его союзников из числа студентов также опираются на общую платформу демократических требований, становятся по своему содержанию антимонополистической борьбой, направленной против власти монополий и их государственных институтов.