Сравнение медицинской и социальной модели инвалидности
Медицинская и социальная модели инвалидности в сравнительном аспекте имеют принципиально различные подходы. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны рассматривается как проблема, он должен приспособиться к окружающей среде. Для этого инвалид должен пройти процесс медицинской реабилитации. Инвалид это больной, которого необходимо лечить и без профессионалов он не сможет жить. Тем самым медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, не даёт возможности реализовать свой потенциал. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми.
Социальный подход рассматривает инвалида как полноценного члена общества имеющего такие же права, как и все. Проблема заключается не в инвалиде, а в обществе, т. е рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие человеку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом. Основной акцент делает не на лечении инвалида, а на удовлетворении потребностей инвалида, признание его равноправным членом общества. Социальный подход не изолирует инвалида, а стимулирует его на самореализацию, признавая его права.
Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество.
Медицинская модель | Социальная модель |
Ребенок несовершенен | Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть |
Диагноз | Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением |
Навешивание ярлыков | Определение барьеров и решение проблем |
Нарушение становится центром внимания | Проведение мероприятий, нацеленных на результат |
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений | Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов |
Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг | Подготовка и обучение родителей и специалистов |
Ординарные потребности откладываются | «Выращивание» отношений между людьми |
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе – сегрегация | Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка |
Общество остается неизменным | Сообщество развивается |
В соответствии с медицинской моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.
Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что "не так" с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги.
Положительные аспекты медицинской модели:
Именно этой модели человечество обязано научными открытиями, направленными на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствовать снижению степени инвалидности.
Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.
Во-первых, поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека. Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.
Во-вторых, медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.
Самым серьезным недостатком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.
Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская), модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – "социальная модель".
Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается "барьерами" или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты. Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.
Барьерами могут быть:
- предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
- отсутствие доступа к информации;
- отсутствие доступного жилья;
- отсутствие доступного транспорта;
- отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.
Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.
Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту.