Стадии развития женских движений

Первая стадия развития женских движений в США (конец 1960-х – 1970-е годы)

Эта стадия характеризуется созданием новой академической дисциплины женских исследований (woman’s studies). Первая официальная программа курсов по женским исследованиям была утверждена в университете штата Сан-Диего в 1970 г. В тот год в университетах США насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. К 1980 году эта цифра достигла 20 тысяч, а количество программ, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

Главной задачей женских исследований было «ввести женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины. В учебном процессе стали использоваться несправедливо забытые труды женщин-ученых, демонстрировалась их роль в развитии науки и культуры. В истории развития культуры женщины обычно исключались из публичного дискурса, так как их роль в жизни общества отождествлялась исключительно с домашней сферой, семьей и «женской работой».[4]

В споры о том, существует ли особое «женское начало», особый женский взгляд на мир оказались втянутыми представители всех наук о человеке — генетики, психологи, антропологи, этнологи, философы, историки, социологи, филологи. В 1970 г. во Франции возникло «Движение за освобождение женщины» или MLF (“Mouvement pour la libération des femmes”), и следом на политической сцене этой страны возникли первые феминистские журналы. Следом за Францией, а подчас и одновременно с ней, свое место на виртуальной общественной трибуне борьбы за права женщин заняли и американские журналы, в частности "Signs", а также ежеквартальные издания ("Feminist Studies", "Women's Studies Quarterly") и другие.[5]

В 1977 году была создана Национальная ассоциация женских исследований. Ее основной целью являлась поддержка, распространение и развитие новых университетских программ по женским исследованиям. Ассоциация выпускала журнал, организовывала ежегодные конференции, проводила мониторинг программ и рассылку информации по университетам США.

Вторая стадия развития женских исследований: институциализация

Ее начало можно отсчитывать с начала 1980-х годов. Эта стадия была посвящена реализации задачи общенациональной институционализации женских исследований в системе высшего образования США. Стали появляться кафедры в университетах, исследовательские институты и центры женских исследований, начали выходить специальные журналы, хрестоматии, учебные пособия. В университетах начались широкие обсуждения статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, полоролевых предрассудков в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы работы о продолжающейся дискриминации женщин в общественной и частной жизни, на рынке труда; об ограниченном доступе женщин к образованию и профессиям, а также к политике на уровне принятия решений.

Вместе с тем, многие были уверены, что женские исследования могут претендовать на статус самостоятельной дисциплины, а не просто фигурировать в рамках раздела о женщинах внутри уже существующих дисциплин. Одной из задач развития программ женских исследований в университетах США было женское образование. Ценности феминизма, включая критику всех форм доминирования, акцент на сотрудничестве и стремление к интеграции теории и практики оформили подход к преподаванию, называемый феминистской педагогикой, которая превращает аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекающую всех студентов.

Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма

Эта стадия приходится на середину 80-х гг. Она связана с продолжением реструктуризации учебных программ ради включения опыта меньшинств, повышения толерантности и чувствительности к мультикультуральным различиям студентов. В это время академические программы женских исследований подверглись критике со стороны авторов-женщин, представляющих этнические, расовые и сексуальные меньшинства: в частности, черные и цветные женщины выдвигали вполне обоснованные требования включить в концептуализацию женственности расовые, этнические и классовые различия. В результате некоторые университеты стали предлагать специализацию по «черным» женским исследованиям, начали финансироваться проекты и программы для «цветных» женщин в высшей школе, проводились соответствующие конференции, семинары и летние школы.

Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х гг. и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Образовательные программы и исследовательские проекты по проблемам женщин стали распространяться в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Это привело к интенсивному обмену информацией и опытом между учеными и преподавателями. Образовательные программы приобретали международную, глобальную ориентацию. В связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира, современные программы по женским исследованиям ставят акцент на вопросах политики, социально-экономического развития, на проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев и др.

Уже к концу 1990-х годов число самостоятельных факультетов женских исследований в США достигло 30, образовательные программы женских исследований существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая 130 программ поствузовского образования: магистратура, докторантура.[6]

«Взаимоотношения женских и гендерных исследований неоднозначны: некоторые отвергают гендерные исследования за то, что они якобы сглаживают пафос феминистского критического вызова, характерного для женских исследований. Другие полагают, что женские исследования постепенно перерастают в гендерные».[7]