Становление женских благотворительных обществ
Первые шаги.
Делать добро, проявлять милосердие, оказывать помощь – все это особенно близко русским женщинам. Уже в древние времена княгини, боярыни, монахини заботились о бедных, убогих, посвящая делу благотворительности свою жизнь. Так, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила писать, читать и ремеслам.
С веками число таких подвижниц росло, превратившись, наконец, в мощное движение, оформившееся в 19 столетии в женские благотворительные общества.
Первой из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам.
Стал существовать обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов. Супруга самого популярного московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Вначале Голицына загорается идеей женского образования. В то время это была действительно проблема. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. В 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который затем под именем Елизаветинского института просуществует до 1917 г. В нем бесплатно и на полном пансионе получали образование дочери младших офицеров и чиновников не выше титулярного советника. И какое! Здесь преподают математику и физику, космографию, естественные науки, географию, историю, иностранные языки, музыку и танцы, занимаются гимнастикой. А в 1837 году Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом поместье Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин из ракитника – на это занятие она обратила внимание в Швейцарии. На ее средства швейцарские мастера были приглашены в Большие Вяземы, где и по сей день лозоплетение живет как народный промысел.
Еще одно из старейших женских благотворительных обществ – «Дамское попечительство о бедных», созданное в 1845 году также в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница Софья Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности такого рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло».
Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С. С. Щербатова развернула активную деятельность, разделив «Попечительство» на несколько отделений по числу частей города. К 1917 г. оно имело 18 отделений – во всех районах Москвы. В его ведении находились Мариинское училище для девиц, 5 школ, 5 приютов, 9 богаделен, приют для пожелавших изменить свою жизнь проституток, два убежища – для неизлечимо больных и для слепых детей, 3 лечебницы для приходящих больных, ясли и Александровский дом для престарелых классных дам. В дальнейшем Общество было взято под патронат императорской семьи, что открыло «зеленый свет» в его деятельности, сняло трудности с изысканием средств и открытием благотворительных учреждений. Сотрудницы «Дамского попечительства о бедных» фактически состояли на государственной службе, получая награды за свою деятельность на благотворительном поприще.
Конец 19 века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу 20 века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций.
Источники средств.
Деятельность любого благотворительного общества зависит от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований частных лиц, членских взносов, средств от сборов по подписным книжкам. По этим книжкам женщины собирали средства в кругу своих знакомых. Еще одним источником служили доходы от устраиваемых в пользу общества лекций и концертов. Одним из источников средств были церковные сборы, так называемый «кружечный сбор». Так, благодаря кружечному сбору за 1904 г. было собрано 2 тыс. рублей.
Структура женских благотворительных обществ за редким исключением была одинакова. Общество управлялось советом или общим собранием. Последнее избирало совет, председательницу, ревизионную комиссию для учета средств. В обществах, находящихся под покровительством членов императорской семьи, решающее слово при выборе председательницы и совета принадлежало покровителям.
Большую благотворительную помощь оказывали частные лица. Говоря конкретно о женской благотворительности, я хочу напомнить некоторые имена, которые вошли в историю.
Кто не слыхал о знаменитых фабрикантах Морозовых? Мария Федоровна Морозова считала милосердие и благотворительность частью своей жизни. Она поддерхивает своих сыновей в их благотворительных проектах и в увлечении искусством. По инициативе ее дочери Юлии Тимофеевны и на ее средства строится больница для малообеспеченных и переоборудуется родильный приют. За свой счет она также руководит строительством ночлежного дома на 800 мест.
По инициативе купчихи Варвары Яковлевны Лепешкиной в 1887 г было создано женское училище, которое готовило домашних учительниц и мастериц по рукоделию. Именно Лепешкинское училище предоставляло возможность девочкам из малообеспеченных семей приобрести профессии и по окончании училища устроится на работу. 14 лет Лепешкина занималась этим училищем, а после ее смерти по завещанию оно перешло городу Москве вместе с полумиллионным капиталом на его содержание.
Особой благотворительностью славились Алексеевы. Огромные средства вложили они в строительство московской городской канализации, приведение в порядок городских бульваров, строительство ГУМа, Исторического музея, Городской Думы и основание психиатрической больницы (Канатчикова дача). После своей смерти Александра Владимировна Алексеева оставила на благотворительность свыше полутора миллионов рублей. На эти деньги содержались два городских училища и приют с ремесленным училищем для сирот.
Среди купечества было традицией отмечать память близких жестами благотворительности. Сибирский купец Медведников ушел из жизни, оставив 27-летнюю вдову Елизавету Михайловну с двумя сыновьями. Несмотря на трудности ведения большого торгового дела, она всегда находит время позаботиться о голодных сиротах. А после своей смерти оставляет значительную сумму на устройство приюта для девочек-сирот. Сыновья строят в Иркутске приют, а при нем банк, длходы от которого поступают на содержание воспитательного учреждения в дань памяти их матери. Сюда принимали детей всех сословий, они получали образование. Именно Медведниковский приют открывает историю женского образования в Сибири.
В 1895 г известный московский благотворитель Флор Яковлевич Ермаков завещал свыше 3 млн рублей на благотворительность. Семь лет душеприказчики уклонялись от исполнения воли усопшего. Волю мужа решила выполнить вдова, Екатерина Корнильевна. Ее план оказался сложным, но очень рациональным. Она выделяет неприкосновенный капитал – для пособий бедным невестам крестьянского и мещанского происхождения, а также для пособий городским попечительствам о бедных. Немалые суммы отпускаются Домам трудолюбия, воинскому благотворительному обществу “Белый крест” и в распоряжение великой княгини Елизаветы Федоровны. Но особенно большие средства – на содержание богаделен имени Ф. Я. Ермакова и устройство ремесленного училища его же имени. Екатерина Корнильевна строит в Москве два ночлежных дома на 1500 тысячи человек каждый.