Становление социальных классов в Российском государстве

Во многих странах, стимулом построения государства всеобщего благосостояния явились затруднения, вызванные кризисами, войнами. В Скандинавии стимулом послужила Великая Депрессия конца 1920-ых - начала 1930-ых, в Германии – Вторая Мировая война, в России – распад Советского Союза. Не существует единой модели социального государства, которая могла бы быть представлена как универсальная и которая могла бы быть применена ко всем странам, так как помимо мирового опыта, существует исторический опыт и специфические черты каждой страны.

В годы перестройки произошли изменения государства, общества во всех сферах: в политической, экономической, культурной, социальной. Относительно изменений в последней сфере, можно сказать, что все слои российского общества имели различные цели и интересы. В то время взаимодействовали различные социальные силы. С одной стороны, «старые» структуры, модель «два+один» (два дружественных класса и социальный слой интеллигенции), в которой социальный статус определялся не имущественным различием, а властью и престижем. И с другой стороны, «новые» классы, включая класс «предпринимателей», зарождающиеся на основе частной собственности.

Кто составил класс так называемых «предпринимателей», который в последующие годы стали называть «высшим классом», «элитой»?

Естественно значительная часть старой партийной, государственной, хозяйственной элиты, которая совмещала свои государственные посты с занятием частным бизнесом.

Контроль за выплатой налогов частных предприятий и учреждений практически не существовал, налоговая система, законодательная база находились в процессе становления, процветала коррупция, в том числе и государственного аппарата.

Что касается класса «трудящихся», то он расстроился. Во-первых, те, кто смог проявить достаточно активную позицию к переменам в обществе, составили, по сути, «средний класс». Так образовалась основа, на которой должна строиться политика социального государства. Во-вторых, самые активные, которые уловили «запах» серьезных перемен, заменили отчасти «номенклатуру», уже в новом качестве, перехватив власть и обеспечив себе хорошую материальную базу. В-третьих, были и те, кто не смог быстро адаптироваться к новым условиям жизни, переломить свои привычки, превратились в «низший класс».

Основной формой закрепления общественного порядка в Российской Федерации является Конституция страны, согласно которой Российская Федерация объявлена «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

По мнению А. Ф. Храмцова социальное государство - это «особый тип государства, возникшего в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики».

Провозгласив Россию социальным государством еще в 1993, только с годами появилась возможность выстраивать систему, которую в будущем можно будет назвать социальным государством, в полном смысле этого слова, на концептуальном, нормативном и практическом уровне.

В основе социального государства должен лежать тот диапазон государственной политики, который нацелен на продвижение благосостояния его населения, на повышение единства в обществе. Это предполагает существенную правительственную ответственность в рамках социальной безопасности, здравоохранения, образования, обеспечение жилья, социального обеспечения, социального страхования по безработице, пособий многодетным семьям, пенсий и так далее.

Однако что можно говорить, если, например, монетизация льгот только усугубила ситуацию в стране. В результате, значительная часть находящихся за гранью нищеты вообще лишена доступа к государственной социальной поддержке.

Согласно классическому определению высшего класса Э. Гидденса, он представляет собой «незначительное меньшинство людей, обладающих и богатством, и властью, а кроме того возможностью передать свои привилегии следующему поколению».

Так вот рассматривая Россию важно отметить, что наш высший класс не класс потомственных аристократов и богачей со «старыми деньгами» как, например, в Великобритании. В нашей стране членов высшего класса со «старыми деньгами» практически нет, они лишь начинают появляться, при этом происхождение их состояний не отличается прозрачностью. По материалам журнала Forbes, Т. Панина отметила, что «две трети частного капитала в России «выросло» из наследства бывшего СССР, из того, что было создано руками другого поколения. И только треть предпринимателей создали свое дело «на пустом месте», с нуля».

Средний класс, хоть и образовывался, но достаточно медленно. Так в начале 90-х гг. Указом Президента Российской Федерации была введена новая «черта бедности», которая устанавливает границу «физиологического выживания», по этому критерию 30 млн. человек, т.е. 20% населения находилось за этой чертой. Если использовать общепринятую методику, то за чертой прожиточного минимума оказалось 9/10 населения России. В последние годы виден прогресс, по крайней мере, по самоотождествлению индивидов с какой-нибудь из социальных групп. 55% россиян отнесли себя к среднему классу, 41 % - к бедным, и лишь 1% относит себя к высшему классу.

В современной России можно говорить об устоявшейся системе стратификации с трудом. Остаются открытыми вопросы о ее численном составе не только внутри своей группы, но и о распределении между регионами. Россия не будет считаться социальным государством, пока не удовлетворит все общепринятые критерии.