Структура закрытой системы социальной работы в России

В настоящее время деятельность «закрытых» систем в социальной работе регламентируют следующие нормативно-правовые акты различных уровней:

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"(с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

- Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

- Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания - ГОСТ Р 52498-2005

- Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" (в редакции Закона Краснодарского края от 05.06.2008 г. N°1485-КЗ)

- Постановление главы администрации Краснодарского края от 28 июля 2003 г. N 720 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 - 2010 годы и др[7].

Важнейшим признаком становления «закрытой» системы социального работы с населением является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги закрытых систем предоставляют сетью стационарных центров, оказываемых социальную, психологическую, медицинскую, учебную и другие виды помощи незащищенным слоям населения. К таким стационарным центрам относятся прежде всего: дома престарелых, детские дома, реабилитационные центры, дома инвалидов и т.д. Рассмотрим основные принципы функционирования некоторых из них.

Как следует из 1 Принципа ООН в отношении пожилых людей, пожилые люди должны иметь доступ к соответствующего требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны общины.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов являются на сегодня наиболее распространенным типом государственных учреждений, осуществляющих заботу о престарелых.

Деятельность домов-интернатов для престарелых и инвалидов регулируется Типовыми правилами социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа является медико-социальным учреждением, предназначенным для временного или постоянного проживания престарелых и инвалидов 1, 2 группы, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, социально-трудовой адаптации. Руководство деятельностью домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляют областные управления труда и социальной защиты населения.

В дом-интернат принимаются лица (супружеские пары), не имеющие близких, совершеннолетних, трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них, а также имеющие близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны).

Основными задачами дома-интерната являются: материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов.

Основой социальной терапии должно быть установление социальных связей опекаемых как между собой, так и со здоровыми людьми. Социальная терапия также охватывает и такие элементы, как комфорт в палатах, возможность обслуживать себя и других без посторонней помощи, режим работы, организация микро и макро социальных групп, индивидуализированная культтерапия, психотерапевтическое искусство персонала.

Пожилые и инвалиды направляются в дом интернат уполномоченным органом в области социальной защиты населения. Прием лиц на социальное обслуживание осуществляется на основании следующих документов:

а) заявление по форме, утвержденной Типовыми правилами;

б) направление уполномоченного органа;

в) удостоверение личности;

г) свидетельство о присвоении регистрационного номера

налогоплательщика;

д) свидетельство о присвоении социального индивидуального кода;

е) медицинская карта по форме, утвержденной Типовыми правилами;

ж) выписка из амбулаторной карты;

з) пенсионное удостоверение (для лиц пенсионного возраста);

и) удостоверение, подтверждающее статус инвалида, участника ВОВ и лиц, приравненных к ним (для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним);

Для инвалидов дополнительно:

- копия выписки из справки об инвалидности;

- копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В настоящий момент в России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3 % из них - это люди старше 75 лет. 3-4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребывает только 216-220 тыс. человек. Только в Краснодарском крае насчитывается около 20 домов престарелых и 1 реабилитационный центр для пожилых людей [7].

По состоянию на 31 декабря 2009 года в Краснодарском крае действовало 53 государственных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, социально-оздоровительный центр, центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий), в которых обслужено более 322 тысячи человек. Объем финансирования на 2009 год составил 123820,1 тысячи рублей. Для создания условий для предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания Краснодарского края, требованиями к доступности, безопасности и комфортности жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов проведены капитальные ремонты в порядке выполнения предписаний контрольно-надзорных органов в Тимашевском, Красноармейском, Белореченском, Усть-Лабинском и Выселковском домах-интернатах, отделениях временного проживания города Новороссийска и Щербиновского района. Произведена поставка медицинского и технологического оборудования, облегчающего уход за гражданами пожилого возраста, в Ленинградский, Новороссийский, Тимашевский, Армавирский, Усть-Лабинский дома-интернаты.

На ряду с государственными учреждениями существуют частные дома-интернаты, оказывающие помощь пожилым людям [7].

Частные дома - интернаты могут создаваться как предприятиями, организациями, так и гражданами, для них также, как и для государственных, необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность и регистрация в органах юстиции. Прием лиц на обслуживание осуществляется на основании списка документов, аналогичных для приема в государственное учреждение за исключением направления уполномоченного органа. Условия содержания и требования к комплектности зданий установлены Типовыми правилами. Учредитель дома – интерната утверждает Правила внутреннего распорядка и назначает директора дома - интерната. Лица, поступающие в частный дом – интернат для престарелых должны заключать договор с администрацией, в котором оговариваются условия проживания, права и обязанности сторон, услуги, которые будут оказываться опекаемым, вопросы питания, а также цена, которую опекаемые должны выплачивать учреждению за проживание. Цена определяется учредителем самостоятельно или по договоренности сторон.

Детские дома. В детских домах, приютах, домах ребенка и школах-интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260,000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом. В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них:

- усыновлено — 153 тысячи;

- под опекой — 384 тысячи;

- приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч [8].

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).

Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:

а) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

б) с углубленным изучением предметов (напр. физико-математические школы-интернаты и т.п.);

в) гимназии-интернаты;

г) лицеи-интернаты;

д) санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д);

- спец. для детей со способностями (отбираемых в т.ч. на олимпиадах, см. напр. выше);

- спец. для «трудных» подростков, т.е. не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей). В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками [8].

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.

Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.

Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.

В школе-интернате дети делятся на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае — это дети, родители которых умерли или считаются безвестноотсутвующими, а так же родители, получившие тюремный срок в виде пожизненного заключения зачастую детей этих родителей признают полной сиротой.

Во втором случае — это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия/бездействия по отношению своих детей.

Отличие между двумя типами этих детей в том, что полным сиротам государство ежемесячно выплачивают небольшие суммы денег на личную книжку, открытую в банке сразу же, после получения статуса полной сироты. По достижении 18-ти летнего возраста на счету этого ребёнка может накопиться приличный «стартовый» капитал в жизни (но суммы как правило не превышающие 100 000 рублей)

Детям, оставшимся без попечения родителей государство ничего не платит, суд обязывает родителей выплачивать своим детям каждый месяц с заработной платы, отец 13 % от суммы заработка, мать 10 %. Но, как показывает практика, родители таких детей редко работают официально или вообще не работают, и деньги ребёнку не зачисляются годами[8].

Социальные реабилитационные центры для несовершеннолетних. Функциями данных центров является: первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ [9, c.40]. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.

Главная задача центров - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.

В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям

- традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;

- проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;

- клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т. е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;

- комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении причин и условий, способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;

- работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;

- работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;

- организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Для более эффективной работы с беспризорными детьми и их семьями в г. Краснодаре создано учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Авис». Работа центра предполагает постоянное взаимодействие, сотрудничество со школами, с детскими дошкольными учреждениями, Комиссией по делам несовершеннолетних. Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения.

Основными целями учреждения являются: профилактика беспризорности и безнадзорности; реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказание им социальной помощи, поддержки; обеспечение социального патронажа несовершеннолетних [10, c. 3].

Для достижения поставленных целей, Учреждение в установленном законодательством порядке осуществляет следующие виды деятельности:

- принимает участие в выявлении, устранении причин и условий способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних; осуществляет межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

- осуществляет круглосуточный приём и размещение несовершеннолетних, содействие адаптации их к новой обстановке и коллективу;

- оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

- осуществляет медицинскую деятельность согласно специальному разрешению- лицензии;

- разрабатывает и реализует индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

- содействует несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

- включает несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в Учреждении и за его пределами, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- в соответствии со статьям 69, 70, пунктом 3 статьи 73 Семейного Кодекса Российской Федерации инициирует в судебном порядке лишение (ограничение) родительских прав [11].

В структуру учреждения входят следующие подразделения:

- приёмное отделение с карантинным блоком;

- отделение диагностики социальной дезадаптации;

- отделение реализации программ социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой и психолого-педагогической помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- семейная воспитательная группа.

Таким образом, территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.