Структура и направления работы центра занятости с безработной молодежью

Исторически в нашей стране в силу плохо развитых капиталистических отношений в дореволюционной России, высокой концентрации индустриального производства и долго сохранявшихся социальных связей с деревней безработица имела скорее экономический характер, чем социальный. Решение проблемы заключалось преимущественно в развитии рабочих мест в индустриальном производстве. Советский этап в российской истории только усилил данную тенденцию, и служба трудоустройства была ориентирована главным образом на содействие в комплектовании кадров предприятий, учреждений, организации. Ставилась задача активизации экономической активности населения. Все биржи труда регулярно проводили перерегистрацию безработных, в ходе которой имела место так называемая «чистка» состава безработных. Эта мера преследовала цель освободиться от тех лиц, которые пытались незаконно (в соответствии с действующими тогда нормативными актами) выдавать себя за безработных и получать дополнительные пособия и льготы [42, c. 11].

Основным поводом к снятию с учета служила неявка на перерегистрацию, в других случаях снимали за «имущественное положение», за занятие «торговлей и спекуляцией», что расценивалось как форма занятости, приносящая доход [42, c. 11].

Индивидуальное страхование на случай безработицы в России не проводилось, а между тем, это является чрезвычайно эффективной и актуальной формой и поддержки, и активизации человеческого фактора современной российской экономики [42, c. 11].

Органы центров занятости были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентаций стало не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формированию неэффективного слоя работников, негативно влияющих на все социально-экономические процессы (сдерживание роста производительности труда, торможение уровня оплаты и структурных сдвигов), сохранении большого количества малоэффективных и низко оплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план [42, c. 31].

Во второй половине 1991 года произошла легализация безработицы. В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 1991 года, безработица признается как закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей силы [13, с. 2].

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно – повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

1. Повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг.

2. Обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование.

3. Усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки).

4. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности.

5. Расширение гибкости рынка труда, как по формам занятости, так и по режимам труда.

6. Максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам.

7. Совершенствование учета безработных и предоставление пособий.

8. Оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям [51, c. 63].

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

В настоящее время, управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственный центр занятости населения (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, то есть формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого ее члена.

Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирования спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

Центр занятости населения, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральный центр занятости России созданная в 1991 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно-самостоятельной службой на территории Российской Федерации [13, с. 17].

Территориальные органы Центра занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления [13, с. 17].

В Российской Федерации административная структура занятости населения имеет три уровня.

Министерство труда и развития – общегосударственный управленческий уровень. Органы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

Министерство труда и социального развития (общегосударственный управленческий уровень) отвечает за общее руководство, выработку политики занятости и управление, национальной системой центров занятости, действуя в основном через ее региональные отделения. В его функции наряду с другими входят разработка и финансирование государственных программ, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями, разработка процедур и контроль за работой системы центров занятости населения [15, c. 183].

Программа содействия занятости населения нацелена на защиту граждан от безработицы и охватывает, прежде всего, две группы населения – работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственного центра занятости.

Центры занятости населения (административно-территориальный управленческий уровень) населения руководят реализацией программ и работой местных служб занятости, находящихся под их юрисдикцией, включая планирование, финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным центрам, а также контроль над их деятельностью [15, c. 184].

Районные отделения Центра занятости населения (административно-территориальная управленческая единица нижнего управленческого уровня) реализуют меры, предусмотренные в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в статье 15, непосредственно работая с населением [13, с. 16]. На этом уровне производится повседневная работа центра занятости.

Целью деятельности государственного казённого учреждения занятости населения является реализация гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. Отделение решает задачи и выполняет функции, возложенные на Государственные органы занятости населения через организацию ежедневной работы по реализации мероприятий по содействию занятости населения и других социальных программ, нормативных документов.

Выполнение конкретных задач и функций возложено на Отделы, входящие в состав центра занятости:

1. Отдел содействия трудоустройству организует и непосредственно выполняет работу по:

– информационному обеспечению граждан, руководителей и специалистов предприятий, организаций об услугах и возможностях службы занятости по содействию в трудоустройстве граждан, потребностях в рабочей силе;

– приему граждан, их регистрации, в целях поиска подходящей работы, направлению на имеющиеся вакансии для трудоустройства;

– проведению процедуры признания гражданина безработным с присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице, на основании представленных документов в соответствии с требованиями законодательства о занятости населения;

– проведению перерегистрации безработных граждан с ведением личного дела каждого безработного;

– приостановке выплаты пособий, снятию с учета в случаях, предусмотренных законодательством о занятости населения;

– содействию в трудоустройстве на временные, общественные работы, с предварительным заключением договоров с предприятиями на организацию общественных работ;

– подбору кандидатов на предпринимательскую деятельность;

– содействию в трудоустройстве на квотируемые рабочие места граждан из числа особо нуждающихся в социальной защите;

– содействию занятости гражданам, при прохождении альтернативной гражданской службы;

– обеспечению рассмотрения жалоб, заявлений граждан по вопросам приема, трудоустройства;

– предоставление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений по персонифицированному учету безработных.

2. Отдел по связям с работодателями и спецпрограммам организует и непосредственно выполняет работу по:

– информационному обеспечению работодателей о количестве и составе предлагаемой рабочей силы, направлениям работы, по которым возможно взаимодействие на выгодных сторонам условиях;

– поиску и установлению взаимодействий с работодателями, заинтересованными в заключение договоров по трудоустройству несовершеннолетних граждан, организации общественных работ, временному трудоустройству граждан особо нуждающихся в социальной защите за счет работодателей или с частичным привлечением средств из федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку несовершеннолетних) безработных граждан;

– проведению ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, для формирования персонала организации;

– проведению комплексных предувольнительных мероприятий при массовых высвобождениях.

3. Отдел профессионального обучения, профессиональной ориентации и программ социальной адаптации организует и непосредственно выполняет работу по:

– отбору и направлению на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан на основании договоров с выплатой стипендии;

– контролю за качеством обучения и работе квалификационных комиссий по аттестации слушателей, завершивших обучению;

– участию в организации и проведении групповых консультаций по состоянию рынка труда, возможности обучения по направлению центра занятости;

– ведению оперативного учета направленных на обучение, завершивших обучение, отчисленных, с расчетом финансовых затрат на каждого слушателя, оформлением необходимых документов;

– профессиональному консультированию, профориентации, профотбору, психологической поддержки населения;

– организации и проведению программ «Новый старт», «Мастерская поиска работы», «Технологическая сессия». Возможно, существуют и другие направления деятельности Центра занятости, но они не являются предметом исследования.

Таким образом, деятельность специалистов с молодыми безработными в Центре занятости осуществляется по следующим направлениям:

– консультирование по вопросам законодательства о занятости населения, заключающееся в разъяснении молодым безработным их прав согласно трудовому кодексу;

– признание в качестве безработного, если исполнилось шестнадцать лет;

– социальное обеспечение гражданам, признанным в установленном порядке безработными (выплата пособий по безработице, материальная помощь);

– содействие молодым безработным в поиске подходящей работы;

– профконсультирование и профориентационные услуги с учетом деловых качеств молодого безработного;

– обучение по профессии, пользующейся спросом на рынке труда;

– организация проведения оплачиваемых временных работ;

– организация временного трудоустройства безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.;

– социальная адаптация, предназначенная для преодоления затруднений связанных с поиском работы;

– социально-психологическую поддержку молодым безработным;

– оказание содействия в организации предпринимательской деятельности.

Работа Центра занятости проводиться в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации и региональными программами содействия занятости.

Основной целью территориальных программ занятости населения является смягчение социальной напряженности в субъектах Российской Федерации. Данная задача обеспечивается на основе развития гибкого рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышения стимулов к активному поиску работы безработными гражданами, сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждения массовой безработицы, мобильности трудовых ресурсов и, как следствие увеличения уровня занятости населения.

Эффективность работы районных отделений центра занятости по трудоустройству молодежи достигается в большинстве случаев за счет совершенствования основных направлений их деятельности, отработки и внедрения эффективных методов, новых форм работы. Наиболее важными из них являются следующие [54 c. 12]:

1. Совершенствование информационного обслуживания населения.

2. Подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков данных редких профессий и специальностей высокой квалификаций, составленных на основе заявок работодателей.

3. Ведение методов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в районное отделение центра занятости с применением плана поиска работы до признания их безработными. Использование указанных элементов в технологии работы с гражданами дает возможность сократить численность признанных безработными.

4. Организация приема граждан, ищущих работу, по отраслевому принципу.

Такая форма работы районных отделений центра занятости способствует снижению нагрузки на специалистов, не увеличивая их общей численности, высвобождению времени для более глубокой индивидуальной работы с гражданами.

5. Групповые формы работы с гражданами, объединенными по возрасту (молодежь), профессии и другим признакам.

Групповые формы работы помогают существенно активизировать самостоятельный поиск работы гражданами, обратившимися в районное отделение центра занятости населения.

Практика показывает, что ни одно из множества направлений работы центра занятости невозможно осуществить без сотрудничества с работодателями. В основу этого сотрудничества заложены меры по выявлению, формированию и удовлетворению потребностей клиента, а именно работодателя и человека ищущего работу. С этой целью в практику работы районных отделений центра занятости внедряется комплекс мероприятий, предусматривающий анализ, планирование и организационные меры работы по этому направлению. Но работа районного отделения центра занятости сводиться не только к взаимодействию с одними предприятиями и организациями города, но и с рядом других организаций: правоохранительными органами (налоговыми органами, ГУВД, местами лишения свободы) с целью проверки сведений о зарегистрированных в центре занятости безработных граждан и с целью предоставления вакансий по трудоустройству лицам освобожденных из мест лишения свободы. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по району, кредитными организациями (Уральский филиал Сбербанка РФ) в связи с перечислением на сберегательную книжку или пластиковую карту денежных выплат (пособий по безработице, стипендий за обучение). Реализация сотрудничества с профессиональными учебными заведениями (местами для профессионального обучения, переобучения); военными комиссариатами (сотрудничество в поиске людей уклоняющихся от службы в армии, а также содействие в программе альтернативной службы); сотрудничество с Управлением социальной защиты.

Таким образом, управленческое воздействие на процессы занятости населения, осуществляемое в рамках основных направлений деятельности центра занятости, определяется двумя стратегиями. Первая основывается на выборе приоритетного направления и опирается на финансовые ресурсы. Вторая определяется глубиной разработанности того или иного направления деятельности Центра занятости и опирается на свои собственные организационные и финансовые ресурсы.

Для своевременной помощи молодым безработным, для более эффективного ее оказания, специалистам Государственного казённого учреждения занятости населения необходимо знать типологию поведенческой деятельности клиентов – находящихся в положении безработных, их индивидуальные особенности, уровни активности, профессиональный опыт и другие причины.

Р. Рикка выделяет такую типологию поведенческой деятельности молодых безработных [42, c. 47]:

Молодые безработные первого типа, не нуждаются в услугах Центра занятости, они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специалисты, имеющие разнообразный опыт работы и поэтому являются достаточно конкурентоспособными на рынке труда. Они даже могут быть не зарегистрированы в центре занятости.

Молодые безработные второго типа, как правило, регистрируются в Центре Занятости, стремясь максимально использовать предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованы, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются. Для этой категории специалисты центра занятости помогают подобрать подходящую работу или если требуется пройти переобучение по выбранной специальности.

Молодые безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации. Социальная работа с данным типом безработных состоит не только в содействие в трудоустройстве и направлению граждан на профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовку, но и психологической поддержке, а также социальной адаптации с помощью различных программ действующих в Центрах занятости.

Молодые безработные четвертого типа – люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становиться провокационным толчком к неблагоприятным «личностным сдвигам». Центру занятости сложно взаимодействовать с такими людьми, т.к. сотрудники оказываются не готовыми к работе с такой категорией населения ввиду отсутствия специальной подготовки и опыта.

Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

Различные выплаты и пособия по безработице – это не единственная возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.

В число первоочередных задач следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение поиска работы для безработной молодежи.

Для того чтобы получить необходимую помощь безработный должен быть зарегистрирован в Государственном центре занятости.

Регистрация молодежи, не имеющей заработка и работы, обратившейся в центр занятости населения, по вопросам занятости осуществляется в три этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в центр занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления каких-либо документов.

Первичная регистрация безработной молодежи связана с указанием в регистрационных документах фамилии, имени, отчества обратившегося гражданина, возраста, пола, образования, специальности (профессии), причин обращения и краткого содержания предоставленной информации (оказанной услуги) по интересовавшему их вопросу. При первичной регистрации возможно получить следующую информацию: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы и др.

Регистрация молодежи в целях поиска подходящей работы. В соответствии со статьей 4 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» походящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места [13, c. 9].

В течение 10 дней со дня регистрации специалист центра занятости населения должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности) – два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Оказание безработной молодежи помощи в поиске работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов по вопросам занятости вакантных мест (должностей). На каждого молодого безработного, зарегистрировавшегося в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле специалистами центра занятости населения производятся соответствующие записи обо всех предложениях центра занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы молодые безработные, обратившиеся в государственный центр занятости (центр занятости населения), представляют следующие документы:

– паспорт или иной документ, заменяющий его, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства (справка, выданная органами внутренних дел по форме № 9);

– трудовую книжку, подтверждающую трудовой стаж (а также копию первого и последнего листа сведений о работе), кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);

Дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специальности) молодые безработные могут представить трудовые договоры, служебные контракты, договоры гражданско-правового характера;

– документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина (копия для выпускников текущего года).

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), представляют документ об образовании;

– справку о среднем заработке (денежном доходе, довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы, выданную в установленном порядке (выдается работодателем), кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших). Нередко отсутствие справки о заработной плате является основанием для отказа в регистрации человека, обратившегося в центр занятости;

– военный билет; свидетельство государственного пенсионного страхования;

– сберегательная книжка или пластиковая карта банка России; учащиеся вечернего или заочного учреждения предоставляют справку из учебного заведения.

– заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Заявление-анкета заполняется разборчиво от руки, на русском языке. При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в заявлении-анкете вопросы должны быть конкретными и исчерпывающими. Заявление-анкета заверяется личной подписью гражданина.

Центр занятости населения имеет право проверять подлинность предоставленных документов.

Согласно второй части статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органов Службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы [13, c. 8].

Датой регистрации молодого гражданина в качестве безработного является принятие решения центром занятости населения о признании его безработным. Также согласно третьей части той же статьи безработными из числа молодежи не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных следующие граждане [13, с. 9]:

      ·    отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера временного характера;

      ·    не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости для регистрации их в качестве безработных;

      ·    представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие не достоверные данные для признания их безработными.

      ·    граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации безработными имеют право на повторное обращение в центр занятости населения через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными [13, c. 9].

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.