Структура социального настроения
Долгое время в научной литературе понятие «настроение» выступало как нерасчленяемое, не подвергающееся операционализации. Со временем в работах социологов стали формулироваться различные точки зрения по поводу структурных элементов социального настроения. На основании работ Ж. Т. Тощенко и других исследователей, мы выделяем следующие структурные компоненты: социальное самочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция.
Первым структурным элементом социального настроения является социальное самочувствие. Существует множество определений данного понятия. Общая психология трактует самочувствие скорее с физиологических позиций, как «органическое» самочувствие человека, а в социальной психологии и социологии самочувствие выступает скорее как интегральная характеристика, определяемая в первую очередь социальными факторами. В самом упрощенном виде социальное самочувствие понимается как «синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта». Социолог Л. А. Орлова рассматривает социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. В рамках данного подхода понятие «социальное самочувствие» отождествляется с «интегральной удовлетворенностью жизнью». Другие ученые, например, Л. Е. Петрова, рассматривают «социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон».
В подходе Я. Н. Крупец социальное самочувствие определяется как «интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, показатель успешности протекания процесса адаптации». Ж. Т. Тощенко выделяет в социальном самочувствии актуальное знание, важное для личной и общественной жизни человека; эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. «Результирующим показателем социального самочувствия выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей его микросреды». Наиболее полно понятие социального самочувствия раскрывает ученый Л. В. Куликов, который определяет его как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся в оценке индивидом уровня благополучия. Автор считает, что «удовлетворенность жизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности». Благополучие личности связано с удовлетворенностью различными сторонами жизни.
Можно выделить следующие виды благополучия личности:
— Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении.
— Материальное благополучие – удовлетворенность материальной стороной своего существования, полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.
— Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщения к богатствам духовной культуры; осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу; возможность свободного проявления приверженности к своей вере и т.д.
— Психологическое благополучие – ощущение внутреннего равновесия, целостности, удовлетворенность своим творчеством. Психологическое благополучие возникает при относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс появляется в случае поступления противоречивой информации, когда текущая ситуация воспринимается как неопределенная.
— Физическое благополучие – удовлетворенность потребности в здоровье, хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт.
Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямую зависит от притязаний. Чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностями индивида и его жизненными стратегиями.
Так как социальное настроение – это отношение ко всему, что происходит в обществе, вторым компонентом социального настроения является оценка себя в обществе, и оценку различных сторон жизни общества.
Оценка себя в обществе проявляется через оценку своей роли и своего социального статуса, оценку своего материального положения, своего уровня и качества жизни, оценку уровня своего образования и культурного развития. Она зависит также от самооценки, которая возникает вследствие анализа своего жизненного опыта, собственной успешности или неуспешности.
Оценка различных сторон жизни предполагает, прежде всего, оценку экономической, политической, и культурной сфер общества. При анализе экономики оценивается экономическая ситуация в стране и в городе, а в современных российских условиях также оценка последствий рыночной экономики, поскольку именно от этого в первую очередь зависит материальное благополучие индивида. Кроме того, материальное благополучие зависит от политики государства. В этом случае оценивается эффективность работы органов управления, как на федеральном, так и на региональном уровне, т. к. на социальное настроение жителей регионов происходящие в их городе события могут оказывать большее влияние, чем общероссийские. В зависимости от отношения к властям и их деятельности проявляется уровень протестной активности различных групп населения. Чем негативнее оценка деятельности, тем уровень протестной активности будет выше. Еще одной сферой общества является культура, поэтому социальное настроение также проявляется в оценке духовной жизни общества. Человек оценивает культуру общества, исходя из уровня своего образования, эрудированности, начитанности, духовных потребностей. Можно предположить, что оценка различных сторон жизни общества зависит от удовлетворенности жизнью и напрямую влияет на социальное настроение.
Третьим важным компонентом социального настроения является социальная позиция, которая отражает мировоззрение человека как систему его взглядов на мир и представляет собой более или менее «стабильный строй мыслей, … является, прежде всего, продуктом серьезной интеллектуальной деятельности независимо от того, представляет ли оно собой следствие самовоспитания или же результат усвоения вносимой извне информации». Мировоззрение проявляется через убеждения, умонастроения и ценностные ориентации человека. «Убеждения – сознательные мотивы к деятельности, обусловленные знаниями, жизненным опытом и общественными отношениями. В соответствии с убеждениями формируются социальные цели и интересы, определяются средства и направления их реализации. Убеждения являются одним из компонентов готовности к реализации требований и предпочтений социального настроения». Умонастроение, как особый вид социального настроения, обладает относительно устойчивым характером и представляет собой определенную направленность не только безотчетных чувств и переживаний, но и более или менее ясных выраженных мыслей, идей и убеждений. Ученый Б. Д. Парыгин считает, что в пределах одного и того же мировоззрения возможна целая гамма умонастроений: от апатии до революционной активности, от жизнеутверждающего оптимизма до скептицизма. Умонастроение, как элемент социального настроения, неразрывно связан с готовностью к реализации ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Сквозь призму приемлемых и значимых ценностей личность или группа как бы «пропускает» через себя объективные условия своей жизни, выполняя своеобразную функцию регулятора социальных действий. С ценностями связано понятие жизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой – представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговом исследовании, проводившемся под руководством ученых О. А. Хасбулатовой и Л. С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий: патерналистская стратегия, стратегия выживания и стратегия развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровня социального обеспечения приводит к распространению у них настроения подавленности или раздражения. Отличительной особенностью стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие.
В зависимости от жизненной стратегии, человек конструирует свое будущее. Таким образом, мы оперируем категорией социальных ожиданий, которую можно еще назвать деятельностным компонентом. Они включают в себя ожидание будущего развития страны в целом и отдельных сфер общественной жизни, а также представления о своем будущем. В зависимости от социальных ожиданий, человек строит планы на будущее, которые включают методы реализации своей цели. Методы реализации цели, способы достижения благосостояния, напрямую зависят от жизненной стратегии индивида.
Таким образом, социальное настроение имеет сложную структуру, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен. Лишь рассматривая все структурные компоненты в системе, мы можем понять сущность феномена социального настроения.
Важной характеристикой социального настроения является его способность изменяться под влиянием различных обстоятельств. В данном случае можно обозначить внешние и внутренние факторы, влияющие на социальное настроение человека. Внутренними факторами выступают определенные социально-демографические характеристики и личные качества, присущие индивиду. К внутренним факторам следует отнести пол, возраст, образование, семейное положение, род деятельности, настроения в семье и социальном окружении. Также к внутренним факторам относятся психологическая и физиологическая основа человека, в которую входят характер человека, его эмоциональная и чувственная сфера, жизненная стратегия человека, его убеждения и ценностные ориентации. В зависимости от всех этих характеристик, человек по-разному будет реагировать на одну и ту же ситуацию. Например, ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы, выявили закономерность, которая показала, что социальное самочувствие, социальное настроение у мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, работающих и безработных сильно отличается.
Внешними факторами, влияющими на социальное настроение, можно назвать те характеристики социальной жизни, которые являются общими для многих индивидов. К внешним факторам относят социально-экономические и политические условия. Экономическая ситуация в стране, сложившаяся в тот или иной момент времени, и ее восприятие индивидом влияет на социальное настроение населения. Удовлетворенность индивида состоянием экономики зависит от уровня материального достатка его семьи, положение дел в региональной и в российской экономике. По результатам Мониторинга социального настроения, проведенного в г. Иваново в декабре 2004 г., состояние ивановской экономики оценивается подавляющим большинством опрошенных как кризисное: только 10% жителей дают положительную оценку нашей экономике. Неоднозначно население г. Иванова оценивает влияние рыночной экономики на их жизнь. В целом преобладают негативные оценки, включающие падение доходов, снижение социальных гарантий, зависимость от частных собственников, которая сменила контроль со стороны государства. Подчеркиваются и положительные стороны рыночной экономики: появление широкого ассортимента товаров является следствием рыночной экономики, молодежь, кроме того, отмечает появление возможностей для получения высоких доходов и реализации своих предпринимательских способностей. Таким образом, на формирование удовлетворенности населения экономического стороной жизни оказывают влияние как уровень материального достатка человека, так и состояние региональной экономики и положение российской экономики в целом.
Другим фактором, влияющим на социальное настроение, является состояние политики на федеральном и региональном уровне. Решающим фактором оказывается не только состояние политики, но и ее восприятие индивидом. По результатам мониторинга, достаточно сильно распространен идеал сильного государства. Надежда на государство, которая, как показывает анализ работы органов социальной защиты и других служб, не оправдывается, приводит к распространению настроений подавленности и раздражения. В целом анализ политической ситуации в регионе показывает, что она также оказывает преимущественно негативное влияние на социальное настроение населения.
Большое значение на формирование социального настроения оказывают средства массовой информации, т. к. именно от интерпретации событий в СМИ зависит восприятие индивидом этого события. Поэтому среди внешних факторов социального настроение уместно выделять средства массовой информации. К средствам массовой информации относят телевидение, радио, прессу, а также интернет. Наиболее эффективным средством массовой информации является телевидение, которое обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а, значит, и более сильного эмоционального влияния на индивида.
Таким образом, социальное настроение является сложным образованием, имеющим многоуровневую структуру, каждый элемент которой влияет на социальное настроение в целом. Изучение структуры социального настроения необходимо для того, чтобы определить компоненты, наиболее подверженные влиянию. Факторами, влияющими на социальное настроение населения являются социально-экономические и политические условия жизни, а также пол, возраст, материальное положение индивида, его ценностные ориентации и жизненная стратегия.