Сущность и содержание идеологии национальной независимости Узбекистана

В мире очень много наций, народов и государств. Каждый из них имеет свои, специфические интересы, цели и устремления, мечты и надежды. Имеются также идеи, выражающие эти надежды, мечты и цели, мобилизующие народ для их осуществления. Сегодня и в Узбекистане формируется идея, воплощающая коренные интересы, мечты и чаяния, благородные цели представителей всех наций и народностей, проживающих в стране. Эта – идеология национальной независимости.

«Идеология национальной независимости Узбекистана, – как отмечено в брошюре «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы», – по своей сути, является системой идей, выражающей основные цели нашего народа, связывающей его прошлое и будущее, служащей достижению его вековых чаяний и устремлений».[13]

Защита и укрепление независимости, о которой люди мечтали в течение веков, есть священный долг каждого гражданина. Для этого все мы должны активно действовать, тесно объединяясь, чувствуя интересы Родины. Это связано с осознанием идеи, воплощающей в себе интересы нашего народа, пониманием того, что благополучие народа и есть процветание Родины. Только та страна будет жить в материальном и духовном достатке, у которой богатые граждане.

Идеология независимости является духовным критерием, определяющим деятельность каждого человека в обществе, степень осознания и выполнения им своего долга и ответственности перед страной, нацией, самим собой и семьей.

Идеология национальной независимости должна:

- основываться на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии;

- вбирать в себя веками формировавшуюся высокую духовность народа, его традиции и обычаи, бессмертное наследие наших великих предков;

- выражать идеи добра, справедливости, свободы и независимости, убеждения и веру народа;

- служить процветанию Родины, обеспечению мира в Отечества, повышению благосостояния народа;

- мобилизовать всех членов общества, все слои населения на достижение великого будущего Узбекистана;

- воспитывать в каждом гражданине, независимо от национальности, языковой и религиозной принадлежности, чувства гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданности идеям независимости и демократии;

- формировать общественное сознание путем просвещения, опираясь на плюрализм м нений и свободу совести».[14]

Если идея является мобилизующей мыслью, то идеология является системой, объединяющей такие идеи в единую силу. Ее содержание и смысл подробно освещены в произведениях И. Каримова. В одном из них отмечено, что «В Основном Законе сказано, что общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не должна подниматься до уровня государственной идеологии. Это конституционное положение ставит перед нами задачу создания идеологии национальной независимости»[15].

Идеология национальной независимости «служит общественно-политическому прогрессу Узбекистан, выражает интересы всего народа, всех политических партий, групп и движений».[16]

Идеология – сила, стимулирующая национальное самосознание. Основная опорная точка идеологии национальной независимости заключается именно в этом. Другими словами, до тех пор, пока нация не осознает себя в качестве единого «организма», она не может заботиться о своей чести, своем достоинстве, авторитете, не может чувствовать свою национальную гордость. Осознание своей самобытности есть сила, побуждающая народ, приводящая его к социальному сплочению. В его основе лежит чувство совместного владения, выражающееся понятием «это – наше». Разумеется, данное чувство приобретает позитивное значение только при соблюдении определенной меры. Если оно перейдет меру, тогда толкает народ к чванству, агрессивности; а если не достигнет меры – приводит к национальному пессимизму. Пробуждение чувства самосознания на Востоке и Западе, в жизни народов Азии и Европы привело их к расцвету, объединению, явилось толчком для здорового «соревнования» с другими народами.

И у нас чувство «Узбекистан – единая Родина» формируется на высоком уровне. На земле Узбекистана испокон веков жили бок о бок представители различных цивилизаций, взаимно обогащались разнообразные убеждения и мировоззрения.

Идеология национальной независимости имеет следующие основные принципы:

- содействие сохранению и укреплению независимости страны, обеспечение территориальной целостности, неприкосновенности ее границ;

- обеспечение мира в Отечестве, защита государства от военной, экономической, экологической, информационной и других угроз;

- утверждение в стране гражданского и межнационального согласия, атмосферы социальной стабильности;

- достижение благополучия в каждой семье и всем народом;

- реализация в обществе идеи справедливости, принципов демократии и самоуправления.

Узбекистан является долговечным и священным домом, где проживали наши предки. Он один из древних очагов человеческого мышления, науки и культуры. На этой земле появлялись корни великой цивилизации, формировались значительные ценности и традиции.

Греческий философ античного мира Гераклит называл эту землю «колыбелью философского мышления».

Цивилизация в нашей стране испокон веков содержала в себе специфический стиль мышления, образ жизни. Толерантность, гуманизм, скромность, сосуществование различных идей и разнообразных точек зрения и взаимодополнение идеологических течений – все это составляли особенности данной цивилизации.

По этой причине в нашей стране, как правило, могли существовать бок о бок разные нации и религиозные убеждения, в мире и взаимном согласии жили и представители Зороастризма и буддизма, иудаизма, христианства и ислама.

В нашей стране могли проводить между собой дискуссии представители различных религий, находясь в одном молитвенном доме; однако не оскорбляли человеческое достоинства друг друга. В таких дискуссиях представители различных религий учились друг у друга хорошим манерам, применяли положительные обычаи религиозные обряды и ритуалы. Гуманные религиозные и светские традиции и обряды внедрялись в поступки и душу нашего народа. В философских взглядах великих мыслителей нашего края общечеловеческие идеи были приоритетными. И в нашей повседневной жизни мы должны руководствоваться этими взглядами. Они служат духовной основой мира, согласия, стабильности и прогресса в нашей стране.

Идеология национальной независимости характеризуется следующими национальными особенностями:

- приоритет в сознании народа принципа «жить в дружбе и добрососедстве, мире и согласии, тесном сотрудничестве»;

- придание священного смысла понятиям «семья», «махалля», «Родина»;

- уважительные отношение к родителям, окружающим и почитание старших, забота о подрастающем поколении;

- любовь к родному языку как животворному источнику духовности нации;

- почитание женщины – олицетворения материнства, любви, красоты и нежности, символа вечности жизни;

- терпеливость, милосердие и трудолюбие;

- честность [17].

Благодаря вышеперечисленным особенностям идеология национальной независимости дает возможность человеку осознать кем он сам является, на что способен, какие имеет достижения и какие недостатки, по какому пути, куда должен идти и т.д. А это содействует тому, что идеология национальной независимости служит раскрытию потенциала человека и осознанию верности избранного нашим народом пути; явится духовным мостом, связующим прошлое с будущим; содействует тому, что каждый из нас имеет право владеть духовным богатством, созданным нашим народом в прошлом посредством глубоко проникшего в наше сознание и душу восточного образа мышления, что помогает осознанию сути сегодняшних событий. Национальная идеология является идейной опорой создания великого будущего, разумеется, опираясь на богатый исторический опыт.

Как написано в брошюре «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы», «идеология национальной независимости, являясь социальным феноменом, общенациональным явлением, становится ведущей относительно идеологий различных политических партии и общественных групп. В ней не возводится в абсолют какая–либо идея и она не превращается в политическое оружие в целях укрепления существующей власти»[18] Эта идеология, имеющая общечеловеческое содержание, служит социально–политическому прогрессу всех; выражает коренные интересы всех политических партии, наций и народностей, социальных групп и прослоек.

Идеология независимости основывается на следующих общечеловеческих ценностях и питается ими:

- верховенство закона;

- обеспечение фундаментальных прав и свобод человека;

- уважение к представителям различных национальностей, их культуре и национальным ценностям;

- религиозная толерантность;

- стремление к светским знаниям, просветительство;

- изучение и применение передового опыта различных народов при построении общества, достижений общечеловеческой культуры и т.д.[19]

Использование вышеперечисленных ценностей вполне совместимо с идеями процветания Родины, мира в стране и благосостояния народа. «Национальная идея, – как отметил И. Каримов, – исходя из высших духовных и общечеловеческих ценностей, должна стать источником мудрости и силы в благородном деле воспитания молодого поколения в духе патриотизма, верности своей земле и Отечеству»[20].

Идеология национальной независимости указывает самую приемлемую дорогу, позволяющую воплощать сокровенные надежды каждого человека. Она является силой, объединяющей народ и государство, источником высокой веры и убеждений. Она одинаково принадлежит всем нациям, народностям, представителям социальных групп и различных религий, живущим в Узбекистане.

Она впитывает я в себя передовые идеи и отторгает антигуманные взгляды, считается актуальной и творческой теорией, быстро приспосабливающейся к новой обстановке.

Наша национальная идеология не замыкается в рамках узких, ограниченных интересов отдельных политических сил и партий; не является продуктом кратковременной кампании. Выступая как критерий пробуждения исторической памяти, выведения уроков из явлений прошлого и осознания самобытности, она выполняет задачи выражения коренных целей нашего народа и идейного знамени, объединяющего членов общества. Посредством этой идеологии народ делает выводы из своего прошлого, определяет необходимость идти к конкретной цели и по конкретному пути и, на этой основе, определяет перспективу.

Истинный смысл новой идеологии, как подчеркивал И. Каримов, состоит в воспитании свободных от старых догм, самостоятельно и по-новому мыслящих людей. Без этого нельзя вывести общество на путь демократического прогресса. Как отметил наш Президент, «после приобретения независимости мы избавились от монополии старой идеологии. Освободив духовность от идеологии, от принуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы научить наших людей самостоятельно мыслить, укрепить их веру в себя. Ибо если мышление и сознание не избавлены от гнета и давления, человек не может быть свободным»[21].

Необходимость изменений в этой сфере заключается в том, что только свободомыслящий человек может быть свободным от зависимости и нерешительности. А зависимость и нерешительность присущи людям, не имеющим своей свободы. Для того, чтобы избавиться от этого порока, человек должен, прежде всего, быть, совершенным и духовно, и физически, умственно зрелым и образованным. Наш мудрый народ говорит, что «У кого рука сильная – побеждает одного, у кого знания сильные – побеждает тысячи». Истинный смысл выражения «Знание – сила» заключается именно в этом.

Наряду с вышеперечисленными, нашему народу присущи такие качества как вера и убеждение, честность и совестливость, милосердие и щедрость, чистосердечность и благосклонность, стыдливость и стеснительность. И развивая лучшие свойства каждого человека, оказывая им должное внимание и уважение, необходимо поднимать их до уровня общечеловеческих ценностей, широко пропагандировать их. Следует использовать образцовые аспекты таких обычаев и традиций как гостеприимство, культура ведения домашнего хозяйства, искреннее взаимоотношение в семье, в среде родственников, друзей.

В такой многонациональной стране как Узбекистан проживают представители более ста наций и народностей. Успехи реализации идеи национальной независимости и плоды процветания нашей Родины одинаково принадлежат всем гражданам, проживающим на этой земле. Поэтому важно добиться воспитания в сердце каждого гражданина чувство хозяина своей страны, гордости за успехи своего края, формирование у всех людей, независимо от национальности и религиозности, естественного понятия «Узбекистан – единая Родина». Только в этом случае еще более желанным для сердец всех граждан станет чувство активного созидателя будущего Родины, чувство патриотизма, преданности стране и народу, мужественность и готовность к подвигу.

Идеология национальной независимости имеет прочные исторические корни. Это ярко проявляется в успешном историческим испытании богатого национального культурного наследия, обычаев и традиции, в песнях, праздниках и обрядах нашего народа. Дух борьбы за свободу и самостоятельность, подвиги наших отцов и дедов на путях к независимости, их созидательный труд также являются основой, на который опирается наша идея.

В жизни человечества имеются не только созидательные, но и разрушительные силы. Благодетели служат добру и справедливости. По этой причине наши отцы и деды стремились не давать «узду ума-разума» в руки зловредных сил. Особое внимание они уделяли разумному отношению к ценностям духовности, к вере и убеждениям, к честности и добросовестности.

Высоко ценились знания и просвещение, прославлялись честь и достоинство человека, его собственность защищать свой народ, стремление искоренять грабеж и воровство. Мудрость и справедливость сахибкирана Амира Тимура выражены в следующем изречении: «В царстве великого Тимура, если один ребенок проносит на своей голове наполненный золотом поднос от одной границы до другой, он состарится, но не будет украдена ни одна золотая монета».

В те времена если какая либо женщина, не имевшая помощников – подручных, ставила свое ведро возле ворот, тогда проходящий мимо праведный мусульманин, взяв это ведро и наполнив его водой, ставил его на прежнее место. Лавочники не вешали вообще замков на дверях своих дуканов (магазинчиков). Все эти обычаи показывали, что в те времена жизнь была связана с верой и убеждением, справедливостью и честью. Люди жили с этими высокими чувствами.

Праведные мусульмане привыкали к такому образу жизни; если даже голодали и тогда не трогали чужое имущество. Это вошло в образ жизни народа. К сожалению, сейчас не перекрыты все пути для посягательства на чужое имущество. Это свидетельствует о духовной нищете. Для ее исключения из жизни людей нужно пробуждение исторической памяти. Это важная задача. Ибо, история – великий воспитатель. Она дает человеку не только правильные выводы, но и призывает его к признанию горьких уроков, к правдивой оценке своей жизни.

«Сегодня, – писал И. Каримов, – у нас есть историческая возможность, формируя свою государственность, вернуться к истокам нашей культуры, воспринять и развить все лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом»[22]. Такая задача может быть реализована посредством изучения специфичного для нашего народа восточного типа образа жизни, мышления и мировоззрения, устного народного творчества, выражающего отношение к повседневной жизни и выраженного в таких шедеврах как «Алпамыш», «Шашмакам» и другие.

Под понятием «исторические корни идеи национальной независимости» подразумевается прошлое нашего народа, высокие образцы его жизненного пути, стиль мышления, практическая деятельность, созидательный труд предков, совокупность самых лучших обычаев, традиций. Они должны стать образцами для наших граждан, служить основой для выработки правдивых выводов из уроков, исправления ошибок, недостатков и пороков.

В основе идеологии национальной независимости лежат научные, религиозные взгляды, жемчужины мировой философии.

Философские принципы и идеи о борьбе между добром и злом, учения о человеке, его совершенствовании, чистосердечности, честности, мужестве и им подобные качества выражены в «Авесте», они отразились в истории национальной идеи. В этой идее нашли отражение идеалы свободы наших великих мудрых предков, открытия мирового значения Мухаммеда бен Муса аль-Хоразми, давшего человечеству науку «алгебра», социально-нравственные взгляды основателя Восточной натурфилософии Абу Рейхана Беруни.

К историко-философским корням идеи национальной независимости относятся также взгляды Абу Насра Фароби о справедливом обществе, дуалистическое учение Абу Али ибн Сины, философские мысли о совершенном человеке мыслителя-поэта Алишера Навои, интеллектуальная деятельность Бабура и Машраба, Бедиля и Дониша, просветителей-интеллигентов, живших и творящих в начале нашего века.

Философия идеи и идеологии национальной независимости, их смысл и содержание, основные принципы глубоко отражены в произведениях И. Каримова, теоретически и практически определившего пути прогресса нашего общества. В этих произведениях показаны специфические особенности, возможности реализации величественных задач.

Философская основа идеологии национальной независимости опирается на богатое историческое прошлое всего человечества, наследие философских школ древнего Востока, Греции, Рима, на сохранившие в течение веков свое непреходящее значение мудрые мысли Сократа, Платона, Аристотеля. В обосновании и обогащении принципов идеологии национальной независимости важное значение имеют взгляды представителей мировой философии средних веков и современности: диалектика Гегеля, идеи гуманистического философского течения и другие.

В целом идеи философии прошлого и уроки истории являются важным фактором в определении смысла и содержания нашей идеологии, а свойственные нашему народу образ жизни, мышление и мировоззрение служат ее своеобразными корнями и опорой.

Глубокое изучение произведений мыслителей прошлых веков и современности, шедевров национального и общечеловеческого культурного наследия является основным источником для усвоения принципов идеологии национальной независимости.