Сущность и содержание понятий идея и идеология

Понятие идеи неразрывно связано с исторической сущностью Человека, с разумом, языком и мышлением, с его психологией, волей, духовными и физическими способностями.

Он, как чувствующее, мыслящее и созидательное существо наделен эмоциями, а в своем имеет различные мнения, взгляды и идеи. В этом смысле ощущения, восприятия, представления, понятия, понятия, суждение, идеи и теории являются продуктами жизнедеятельности человека, способом отражения человеком явлений окружающего мира. Не всякие мысли или мнения, соображения и точки зрения могут быть идеей. Только значительные, целенаправленные и общественно значимые могут считаться идеями.

В узбекском языке для обозначения понятия «Идея» мы пользуемся словом «Fоя», а «Идеологии» – «Мафкура». У европейских народов понятие «Идея» ведет свою историю от греческого слова idea, которое означает «понятие», «мысль». Идеология образована из слов idea – идея, понятие и logos – учение, наука и означает «учение об идеях». Идеология употребляется в двух значениях: первое – для обозначения совокупности знаний об идеях, их сущности и содержании, формировании и значении. В данном смысле идеология является самостоятельной отраслью науки. Второе значение – это система способов, средств и факторов реализации определенной идеи, достижения намеченных целей.

Привлекая к себе, организуя и мобилизуя человека и общество, идея превращается в созидательную силу, средство достижения цели. В сравнении с этим, конкретная мысль выражает субъективное отношение к действительности. Например, «Человек или народ не могут стать счастливыми, не будучи свободными». Эта мысль имеет силу идеи, ибо она выражает истину, составляющую смысл и содержание жизни всех людей и общества. Именно поэтому эта идея объединяет людей, не взирая на различия в языке и религии; служит средством, сплачивающим на борьбу за достижение и сохранение своей свободы.

Суждение о том, что «ограниченный в правах человек не может быть счастливым», это простая мысль, которая отражает типичное отношение людей к ситуации несвободы. Вместе с тем, она выражает истину, имеющую отношение к судьбе отдельного человека. В основе этой истины лежат интересы одной личности и ее близких.

Идея, в сущности своей, имеет общественное содержание. Как правило, идеи первоначально возникают в сознании отдельных личностей, потом, если они актуальны, понятны и приемлемы для общества, распространяются среди групп, наций и народов.Если мы скажем, основываясь на этих примерах, которые выражают разницу между идеей и мыслью, то идея может пройти путь совершенствования до стадии превращения в силу, ведущую вперед целые народы, целые общества.

В настоящее время идеи дружбы, братства, мира и равенства считаются идеями, объединяющими все человечество, региональные цивилизации. Они призывают к совместным действиям. Между тем, если исходить из самых древних преданий, многие века тому назад имели в виду дружбу и братство как мысли в отношении только между родственниками (сородичами)

Новое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь воспитывается в обществе под воздействием существующих идей, впитывает в свое убеждение определенные взгляды и идеи.

По этой причине мысли, благодаря социальной потребности, возникают в определенное время и конкретном пространстве; поднимаются от уровня мысли до степени сильной идеи; но каждая идея может стать орудием в руках благородных, или же зловредных общественных сил при достижении ими определенных задач и целей. При этом идея имеет способность к совершенствованию.

Мысль рождается от осознанной истины. Не точно и ясно зная о предметах и явлениях, человек не может полноценно мыслить.

Идея рождается путем осознания не разорванных или отдельных свойств предметов, а при познании закономерностей в природы и общества. Например, наши предки осознавали на уровне идеи, что доброта, благосостояние несут людям счастье. Если бы люди не осознали истину о том, что независимость возвращает им естественные права, то не вели бы борьбу за нее.

Видов идей много. Они возникают как продукт мышления, в процессе познания действительности, жизни; в ходе открытия закономерностей, усвоения знаний и применения их. Все формы общественного мышления: наука, религия, философия, искусство, мораль, политика, право опираются на определенные идеи и развиваются на их основе. В этом смысле можно утверждать, что все формы общественного мышления имеют свои базовые опорные идеи: религиозные идеи, научные идеи, философские идеи, художественные идеи, общественно-политические идеи. Национальные и общечеловеческие идеи относятся к их числу.

Как известно, истины и закономерности каждый может понимать по-своему. Например, один с молодых лет получает воспитание на основе просветительства и стремится понимать все правильно. А другой, напротив, из-за невежества ничего не может представлять правильно. Поэтому, в зависимости от правильного или неправильного понимания и осознания истины и закономерностей идеи подразделяются на созидательные или разрушительные, добродетельные или зловредные.

Такие добродетельные идеи как дружба, мир, благосостояние, свобода, национальная независимость являются созидательными идеями. А идеи фашизма, большевизма, экстремизма, терроризма и т.п. – разрушительные и зловредные идеи.

И. Каримов диалектику борьбы между разрушительными и созидательными идеями характеризует так: «В сущности: как мне представляется, в душе человека постоянно идет борьба между двумя силами – созидающей и разрушительной. С сожалением следует отметить: опыт истории свидетельствует, что легче возбудить в человеческой натуре хищные инстинкты, агрессивность, чем гуманность».[3]

Подводя итоги, мы можем определить идею как общественную мысль, формирующуюся под влиянием внешнего мира, имеющую определенное содержание, отражающую то или иное убеждение, предполагающую его реализацию, объединяющую людей и народы, ведущую их к достижению определенных целей.

Сведение об идеологии.

Если идея есть мысль, отражающая в себе осознанную цель и истину, то идеология есть система осознанных способов и методов реализации целей и достижение истины. Определенная идея может лежать в основе и формировать определенную идеологию, а сформированная идеология служит осуществлению конкретных осознанных целей и идей.

Система сознательно избранных путей и средств достижения поставленных целей составляют основу национальной идеологии общества.

«Цель, – отмечал И. Каримов, – это своеобразный объединяющий, направляющий флаг народа, нации. Этот флаг – сила, воплощающая в себе дух и гордость народа, его потенциал и устремления. Цель нашего государства с ее величием и благородством, жизненной справедливостью и правдивостью должна стать могучим стимулом, способным объединить нации и народы, превратиться в общую все преодолевающую силу и идеологию. Идеологию, основанную на формировавшихся тысячелетиями мировоззрении людей и менталитете нации, определяющее будущее этого народа, способствующую ему занять свое достойное место в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим»[4].

Национальная идеология тех народов, которые ставят перед собой в качестве главной цели построение свободного демократического общества и основывающиеся на прогрессе и социальном сотрудничестве, объединяет людей.

Идеология национальной независимости народа Узбекистана направлена на укреплении нашего общества, на обеспечение расцвета Родины, мирной жизни в стране, на повышение благосостояния народа, призывает людей жить со здоровым убеждением и мировоззрением.

История человечества свидетельствует о том, что идеологии формируются на основе философских, «светских», религиозных, эстетических, нравственных и других идей и учений. Философские основы идеологии опираются на выводы философского знания. Об этом наглядно свидетельствует создание в Европе идеологии Возрождения и в средние века, образование государств на основе идеологии национального единства и национального философских учений.

Под понятием «светских» корней идеологии подразумевается система политических, экономических, социальных, культурных отношений, соответствующих идеалам просвещения и прогресса. Известно, что в настоящее время основы в светском обществе главенствуют такие общепризнанные идеи, как верховенство закона, политический плюрализм, межнациональное согласие, религиозная веротерпимость и другие. В таком обществе права и свободы человека гарантируются законом.

Религиозные корни идеологии, это ее идейно-психологические основы, питающиеся от религиозных ценностей. Например, учения Конфуция и Лао-Цзы многие века считались национальной идеологией китайского народа, основой его убеждений и мировоззрений, базировались на религиозных взглядах.

Научные открытия оказывают большое влияние на развитие идеологии. Об этом свидетельствуют современные научные достижения в области космонавтики, клонирование, расшифровка генетического кода. Эти и многие другие научные достижения в корне меняют представления человека. Компьютеры, сотовые телефоны, система Интернета также служат этому.

Однако, для рационального (полезного) использования достижений в области науки и культуры необходима здоровая идея, жизнеутверждающая идеология. В противном случае, вследствие неразумного (вредоносного) применения достижений науки и техники могут повторяться трагедии Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля, еще более обострятся многие общечеловеческие проблемы, экологические, усилится духовный кризис.

Идеология является системой жизненных (продуманных) способов и средств использования принципов жизнедеятельности, выражающей идеи и потребности, цели, стремления и интересы определенных социальных групп и слоев, наций или государств, их реализации; являются основой формирования убеждений и мировоззрений миллионов людей.