Теоретико-методологичекие подходы к изучению добровольческого труда

«Этимологически термины волонтёр и доброволец имеют почти тождественное значение, хотя более пристальный взгляд позволяет увидеть важный отличительный нюанс русскоязычного термина, касающийся нравственной основы самой деятельности»[26].

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. «В широком смысле понятие «волонтёр» означает человека, осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению. Это чистая произвольность»[27]. Русским синонимом термина «волонтёр» является слово «доброволец», которое также ещё в Большой советской энциклопедии определяется как «лицо, добровольно поступившее на военную службу»[28]. Но нетрудно заметить, что русскоязычный эквивалент данного понятия гораздо содержательнее, нежели его франко-итальянский прототип. Термин «доброволец» происходит от двух слов добро+ воля и означает, по сути, человека, творящего добро по собственному желанию. В западном синониме отсутствует эта нравственная ориентация понятия. Здесь не отражается характер выполняемой индивидом деятельности, а лишь способ участия в ней (самостоятельно, произвольно).

В социологическом словаре находим следующее определение понятия доброволец (волонтёр) – «человек, добровольно участвующий в какой-либо деятельности, не предусматривающей материального вознаграждения»[29]. Как отмечают исследователи, понятие добровольчество, а в западной традиции «волонтёрство», применяется «для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества»[30]. Так, например, у Н. Ю. Слабжанина читаем: «Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем»[31]. То есть, понятие добровольчество всё же шире деятельности, осуществляемой добровольно и безвозмездно (подразумевается отсутствие денежного вознаграждения), добавляется ещё один аспект: данная деятельность должна быть направлена на достижение социально значимых целей.

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). Труд имеет специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования «добровольческого труда» опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида.

Религиозный субъектдобровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания «показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям»[32]. Лапина В. Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта[33]. «Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно»[34]. Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером[35]. В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан.

Русская монашеская святость дает множество примеров безвозмездного труда и сознательного занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например, врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны соответствовать внутренним побуждениям. Евангельские слова о Любви к ближним он считал наивысшей заповедью Божией. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает святой Климент, «Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает»[36]. Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон[37], Ш. Фурье[38] рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма К. Маркс, Ф. Энгельс[39] считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения.

Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: «От каждого по способностям, каждому - по потребностям» на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. В. И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. В. И. Ленин сформулировал предпосылки становления коммунистического труда[40]. К ним относятся такие факторы как «достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий; а также совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться»[41].

Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд, поэтому в СССР проводилась государственная политика поддержки добровольного труда. Но, хоть добровольный труд граждан и носил массовый характер, но всё же являлся в большей степени ни добровольным, а идеологически принудительным. «После революции 1917 года безвозмездный труд граждан в СССР был массовым, но инициированным сверху государственно-партийным структурами»[42]. В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. «Независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества. Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступает добровольческий труд»[43]. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. «В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам.

В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим»[44]. «Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого»[45]. Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора. «Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности»[46]. Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, в то же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главным принципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходов при минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируется так, как это происходит в рыночном секторе.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить. Понятие «волонтёрство» тождественно русскоязычному понятию «добровольчество» и означает социально полезную деятельность, осуществляемую людьми добровольно на безвозмездной основе (подразумевается отсутствие денежного вознаграждения). Добровольность, бескорыстность, социальная направленность – три основных составляющих волонтёрского труда, обуславливающие его специфику. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. Имеется три основных традиции изучения добровольческого труда. Волонтёрский труд рассматривается в контексте христианской традиции, как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Также волонтёрский труд рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества. Ещё одним методом изучения добровольческого труда является рассмотрение его сквозь призму социетальной модели общества. Если воспользоваться данным методом, то волонтёрский труд будет определяться как фундамент построения гражданского общества.