Теоретико-методологические подходы к понятию досуг

Концепции досуга всегда тесно связаны с историческим и культурным контекстом, в процессе развития человечества они естественно менялись. Так, в Древней Греции досуг рассматривали как духовный идеал, достижение которого связано с развитием личности, приобщением к культуре и искусству, поскольку это являлось высшей формой деятельности. В эпоху Средневековья досуг в основном представляли как безделье, пустую трату времени и даже грех. Это во многом было связано с влиянием церковных догм, согласно которым труд являлся благим делом, а праздное времяпрепровождение порицалось. Для постиндустриального общества характерна концепция досуга, в которой его рассматривают в основном как рекреацию.[5]

Наиболее полное раскрытие понятия досуга было дано М. Капланом, одним из крупнейших теоретиков социологии досуга. Согласно представлениям Каплана досуг - это относительно самостоятельная деятельность (опыт), проявляющаяся в исполнении различных ролей в экономически свободное время, рассматриваемое как ожидание приятного его проведения. Оно включает в себя широкий спектр занятости и насыщенности, создавая возможность для рекреации, личного совершенствования и оказания услуг другим людям. М. Капланом было предложено несколько моделей (концепций) теории досуга:

Гуманистическая модель. Из западных ученых к ее приверженцам, по мнению М. Каплана, можно отнести С. Де Гразию, Дж. Пипера и Б. Рассела. Первые два представителя понимали под досугом созерцание, удовольствие. По Б. Расселу досуг - это путь к достижению счастья и радости. Подобные толкования близки к определению идеала досуга, т.е. способности души быть свободной, что было характерно для философов Древней Греции и Китая.

Терапевтическая модель. Досуг представляют здесь как средство (инструмент) для достижения определенной цели (например, высокого социального статуса или положения в обществе). К данной модели относится, в частности, теория американского экономиста и социолога Т. Веблена, определяющая связь богатства с досугом. Этот ученый рассматривал досуг как символ социальной дифференциации. Досуг как возможность лечения широко используется в медицине в качестве действенного средства реабилитации. Ученые-психиатры видят в досуге фактор, могущий оказывать влияние на психическое состояние человека.

Количественная модель. В рамках этой модели досуг определяют как время, остающееся у человека после того, как он выполнит работу, необходимую для поддержания своего существования. Так, американский ученый Дж. Брайтбилл считает, что досуг - это время сверх того, что остаётся, если вычесть затраты времени, необходимые на поддержание жизнедеятельности (еда, сон и другие физиологические потребности) и расходуемые на ее содержание (приготовление пищи, уборка). Иными словами, - это время, используемое только по собственному желанию.

Институциональная концепция. Ее приверженцы занимаются выявлением различий между досугом и деятельностью на основе разных ценностных установок в сфере религии, образования, политики и других идеологических институтов.

Эпистемологическая концепция. Представители данной концепции связывают досуговую деятельность и ее содержание с аксиологическими и эстетическими взглядами на жизнь.

Социологическая концепция. Следуя идеям М. Вебера, приверженцы этой концепции рассматривают досуг как совокупность неких элементов, противоположных работе, и определяют досуговую деятельность как свободную и добровольную, открывающую возможности для творчества.[8]

Большой интерес представляет также попытка классификации досуговых концепций, предпринятая исследователем Дж. Шивере:

Согласно её представлениям в западной социальной философской мысли можно выделить следующие основные концепции досуга.

1. Досуг как рекреация.

Основой этой концепции стало противопоставление понятий «работа» - «досуг». Последователи этой концепции дают два определения рекреации.

Индивидуальная рекреация - досуговая деятельность, которой человек занимается исключительно для удовлетворения своих желаний.

Функциональная рекреация - естественное проявление интересов и потребностей человека, с тем чтобы получить удовлетворение в процессе досуга.[5]

2. Досуг как удовольствие.

Представители этой психологической концепции, основными выразителями которой были Аристотель, Дж. Локк, Г. Спенсер и З. Фрейд, исходят из того, что удовольствие является основой мотивации досуговой деятельности. Человек по своей природе всегда стремится к приятному и отвергает неприятное.

3. Досуг как восстановление сил.

Последователи данного направления подчеркивают, что главное удовлетворение человек должен испытывать на работе, а досуг важен постольку, поскольку он способствует восстановлению сил для более эффективного выполнения работы.

4. Досуг как состояние бытия.

Наиболее яркий выразитель этой концепции социолог С. де Гразия считает, что под досугом следует понимать условия существования человека, состояние его бытия. Теоретик досуга Дж. Нейлингер утверждает, что работа и повседневная жизнь приносят человеку лишь неудовлетворенность, и единственной сферой, в которой человек может самореализоваться, является досуг. Только в досуге может проявиться талант человека, реализоваться его возможности и способности.

5. Досуг как функция.

Основной представитель данного направления - известный французский социолог Ж. Дюмазедье - определяет досуг как деятельность помимо той, что связана с работой и семьей. Это та деятельность, которой человек занимается для того, чтобы расслабиться, внести разнообразие в свою жизнь и расширить тем самым свои творческие возможности.[5]

Современная культурология рассматривает культурно - досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, её интересами. А также культурно - досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.[7]

Культурно - досуговую деятельность можно различать по форме (коллективная и индивидуальная) и по видам, таким как:

общественно-политический (политические клубы, организации, объединения);

культурно-духовный (воскресные школы для детей и взрослых, коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам, литературные гостиные, творческие встречи с выдающимися учёными, музыкантами, представителями литературы, искусства);

досугово-коммерческий (аукционы, шоу-представления, концертно-театрально-зрелищная деятельность, прокатная форма деятельности, работа кафе, Интернет- кафе, видео-баров);

художественно-творческий (коллективы самодеятельности, изостудии);

учебно-образовательный (курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования);

благотворительный (акции милосердия для детей-инвалидов, сирот, восстановление памятников культуры, архитектуры и др.)

производственно-технический (выставки-продажи произведений прикладного творчества, рекламное издательство);

физкультурно-оздоровительный (секции по разным видам спорта, культуризм, походы)[5]

Индивидуальная культурно - досуговая деятельность включает в себя просмотр телевизора, чтение и другие виды досуга; коллективная – посещение кинотеатров, концертных залов, цирков, театров, зоопарков, музеев, клубов по интересам и других учреждений культурного досуга.

Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к понятию «досуг», выделили основные формы и виды досуга. Далее приступим непосредственно к рассмотрению особенностей кино как социального института и вида искусства, и анализу кинотеатра как учреждения досуга.