Теоретико-методологическое основания изучения трудоустройства
Уточнение и концептуализация основных понятий
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским, доктором философских наук: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»[1].
Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств»[2].
Традиционно молодёжь определяют как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся прежде всего тем, что она находится на стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, принципиально отличающихся ее от других возрастных групп населения.
Определение возрастных границ понятия «молодежь» связано с установлением низшей границы рабочего возраста, которая в мировой практике колеблется от 12–14 до 16–17 лет, и связана с особенностями социально-экономического развития конкретных стран. Определение верхней границы детерминировано общественными условиями, обеспечивающими социализацию человека в обществе, что выражается в приобретении профессии, завершения периода трудовой адаптации, созданием семьи, рождении детей, приобретении экономической самостоятельности. Традиционно границы понятия «молодежь» находятся в возрастном интервале 16-29 лет.
В данной работе рассматривается понятие «студенческая молодежь», именно молодежь, которая совмещает учебу с работой. В приоритете – студенты вузов, так как их на рынке труда больше, чем рабочей силы взятой из среднего звена. Так как в университете начинают учиться примерно с 17 лет, а заканчивают 5 курс к годам 22-23, этот возрастной отрезок и рассматривается в данной работе. Именно студенты с 17 до 23 лет, учащиеся в высшем общеобразовательном учреждении, в данной работе носят понятие «студенческая молодежь».
Один из актуальных вопросов в работе соприкасается с определением понятия «труд». Поясним, что понятие «труд» и «трудовая деятельность» тождественны. Вот, например, что говорил К. Маркс о труде: «По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их влиять друг на друга для достижения намеченной цели»[3].
А вот как раскрывает понятие труд В. В. Адамчук: «Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным)» [4]. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей[5].
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары и оказываются услуги, но возникают новые личные потребности с желанием их удовлетворения. Это могут быть как материальные, так и духовные потребности. Под материальными будем считать деньги и последующие с ними действия (покупки, вклады, инвестиции), а под духовными можно принять в первую очередь личностное развитие, карьерный рост, желание изменения социального статуса в обществе (безработный – сотрудник предприятия)
Понятие «труд» соприкасается с понятием «рабочая сила». Без рабочей силы не может быть труда, а, следовательно, и все трудовые отношения. В. А. Гаги рассматривает рабочую силу как «способность к труду, целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование предметов природы в вещь, удовлетворяющую ту или иную потребность человека»[6].
В данной работе нам и нужно выяснить, какие намерения преследует студент от своей трудовой деятельности, какие потребности он хочет удовлетворить и что впоследствии получает. Для этого сначала нужно пояснить, что именно подразумевается под вторичной занятостью.
О понятии "вторичная занятость" россияне узнали еще в СССР, хоть и тогда возможность совместительства работы с учебой была весьма ограничена количеством вакантных мест на рынке труда, командная система управления, как правило, не предоставляла излишеств в свободных вакансиях. Но уже в конце 1980-х годов, когда глубокий кризис советского планового режима урезал доходы большинства россиян, для большей части населения единственным выходом из сформировавшегося кризисного положения стал поиск дополнительного заработка. Под ним я подразумеваю вторичную занятость работающего населения и занятость населения, определяющего свой основной вид занятия как «учащийся».
«Современный экономический словарь» говорит нам, что вторичной называется занятость, носящая характер дополнительного заработка, это может быть работа по совместительству, отличная от основной занятости[7].
Студенты, прибегая к вторичной занятости, а именно к трудовым отношениям, становятся субъектами рынка труда. Этот рынок О. В. Ромашов, определяет как «действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу» [8].
Рынок труда в данной работе изучается как трудовая сфера деятельности студентов, имеющих работу помимо учебы. Исходя из этого он значительно уже, так как здесь рассматривается только та работа, с которой есть возможность совмещения с учебой. Как правило, это работа в сфере услуг, общественного питания.
В этих сферах студенту проще найти работу, здесь не нужны особенные профессиональные навыки, и вечерний график работы удобен учащемуся, а взамен этому можно получить опыт работы, новые знания, и затем, стать более конкурентно способным на рынке труда чем те, кто не имеет опыта работы.
Основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи
В данном параграфе рассматриваются точки зрения на трудоустройство молодежи разными социологами. Определяется сущность трудоустройства, выявляются основные мотивы студентов, прибегающих к вторичной занятости.
Трудоустройство молодежи можно разделить на два вида вторичной занятости, одна из которых постоянная дополнительная занятость, а вторая временная, носящая периодический характер. К постоянной можно отнести работу в сфере общественного питания, а именно это работа бармена, официанта, помощника официанта, в сфере информационных технологий – оператор входящих вызовов от клиентов, агент продаж услуг или продукции. Также большой перечень работы для студентов имеется в магазинах, особенно в наши дни, когда их количество растет с каждым днём. Это кассиры, продавцы – консультанты, охранники, мерчендайзеры, уборщики зала. Все выше перечисленные должности характерно имеют вечернее рабочее время, что не мешает студенту очного отделения, имеющего в основном дневную занятость в университете, занять свое свободное время вечером работой.
Второй вид вторичной занятости – временная. Эта работа, предполагающая отсутствие профессиональных навыков, периодический труд, с которым сталкивалось большинство студентов: раздача листовок, опрос по анкетам, помощь в реализации маркетинговых акций[9].
Независимо от того, как работает студент – постоянно или временно - он изменяет способ достижения жизненных целей путем сокращением усилий, затрачиваемых учебу в университете, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости. Эту проблему можно рассмотреть через различные парадигмы: функционализма, марксизма, интерпретативного подхода[10]
Функционализм. Основная задача университетского образования – дать студенту знания для дальнейшего получения им опыта в соответствующей отрасли. Таким образом, образование включает индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщает его к культуре данного общества. Тут же возникает социальная селекция – индивиды разводятся по потокам, определяющий их будущий статус. Такая же селекция происходит на рынке труда, за индивидами закрепляются определенные профессиональные обязанности, каждый занят своим делом, труд сам по себе разделяет людей на страты, закрепляя за ними определенные функции.
Здесь можно увидеть связь с теорией разделения общественного труда Эмиля Дюркгейма, в которой говорится, что чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественной солидарности. Теория объясняется тем, что в обществе с высокой степенью разделения труда существует огромное количество профессиональных статусов и соответствующих им ролей. Таким образом, каждый индивид полностью концентрируется на своей узко профессиональной области.
О сущности труда как всякого социального явления делятся Дикарева А. А., Мирская М. И[11]. Они говорят, что труд выражается в его функциях. Важнейшая их них – создание материальных и духовных благ, общественного богатства. Только в результате труда как процесса взаимодействия человека и природы создаются блага, помогающие в дальнейшем человеку в бытии. Труд в функции создания общественного богатства – это процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом процессе человек выступает как субъект целесообразной деятельности, направленной на преобразование объекта – предмета труда, для того чтобы он мог удовлетворить потребности человека.
Марксизм и неомарксизм.
Марксисты объясняют поведение людей приоритетно через экономические мотивы - это первичные материальные потребности и интересы для организации трудовой деятельности. Вторичная занятость становится вынужденной формой реализации запасов человеческого капитала, чаще всего представленного запасом профессионально-квалификационных и образовательных ресурсов. Проецируя теорию Маркса на проблему «работающий студент», следует отметить, что ситуация экономического неравенства на молодежном сегменте рынка труда вынуждает студента вступать в сферу вторичной занятости с целью улучшения собственного материального положения. Студенты работают, чтобы учиться, а учатся, чтобы работать.
Происходящие изменения в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, во многом связаны с ухудшением материального благополучия народа и резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения. Поэтому сегодня одним из мотивов студенческой занятости становится желание потреблять дорогие, модные товары и услуги. Так, стремясь к престижному потреблению, молодежь сменяет эпизодическую работу во внеучебное время систематической работой вне зависимости от профиля учебы и расписания занятий.[12]
О. В. Ромашов считает, что трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил. Под первыми нужно подразумевать потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Под вторыми – материальные интересы, а именно интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интерес работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д. Также важнейшими элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и нормы поведения. Ценности – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.[13]
Интерпретативный подход.
Структура целей и мотивов работающих студентов сегодня такова. На первом месте – необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования. На втором – забота о послевузовском трудоустройстве, желание поработать, чтобы получить опыт в определенной области с намерением и дальше там работать, чтобы было, что показать работодателю и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой должности, познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ и выбрать подходящую. На третьем - стремление не отстать от друзей; желание чем-то занять свое время и голову; недогруженность в процессе учебы; стремление заняться чем-то новым; потребность полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом, что далеко не всегда удается в вузе. Но первичным мотивом остается получение дополнительных материальных благ. Здесь стоит упомянуть теорию денег Г. Зиммеля, давшего глубинный анализ института денег как рациональной основы большинства человеческих действий. Согласно его теории, выбор жизненного пути человеком сугубо индивидуален. Традиции, групповые интересы и даже полученное образование не сковывают личность в ее жизненном выборе. Гораздо большее влияние здесь оказывает важнейшая социальная стихия: деньги – «вечный двигатель социальной машины, позволяющий разворачивать ее в разных направлениях»[14].
Однако здесь на микроуровне возможен конфликт. При первичном выходе на рынок труда всё кажется идеалистическим, но в дальнейшем при столкновении с суровыми реалиями рынка труда студент начинает переоценивать взгляд на труд как средство личной самореализации, а сам процесс социализации оказывается нарушенным. Социальные ожидания оказываются неоправданными и приводят к сложному социально-психическому состоянию[15].
Антропова М. Н. рассуждает о необходимости, о значительной роли труда в жизни современных студентов. Трудовая деятельность студентов приобрела в современном обществе массовый характер. В процессе труда у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и способах ее достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Коммерциализация образования, инфляция – все это превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем, и трудовая деятельности выступает одним из элементов защищенности студентов. Также особый интерес представляет влияние вторичной занятости на ценностные ориентации студентов, их социально-профессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества. Любопытно, что интересы молодежи поменялись, и сейчас молодежь стремится работать в тех видах деятельности, которые раньше были для нее не очень привлекательными (например финансы, кредитование, торговая деятельность) и потеряла интерес к тем вещам, которым еще недавно представляла интерес (отрасли машиностроения, наука). Из-за этого наблюдается развитие экономических и торговых институтов, но не развиваются точные науки, физические, химические и естественнонаучные отрасли. Современных студентов можно понять – помимо удовлетворения материальных и духовных потребностей есть немаловажный фактор, заставляющий молодежь искать работу не выходя из стен университета. Если раньше каждому выпускнику учреждения профессионального образования гарантировалось трудоустройство по специальности, то сейчас молодые специалисты предоставлены сами себе, и заботиться о своем трудоустройстве кроме как них, никому. Поэтому они начинаются внедряться даже в незнакомую профессию, по ходу изучая её, причем эта деятельность может даже не соответствовать профилю основной подготовки.[16]
При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы, существенной причиной вторичной занятости молодежи, а особенно подростков, также может быть материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает.
Итак, в данном параграфе был рассмотрен вопрос о причинных факторах вторичной занятости студентов сквозь призмы трех парадигм: функционального и интерпретативного подхода, марксизма. Первый вобрал в себя идею о пользе разделения труда, которое закрепляет за людьми определенные обязанности, раскрывающие и функции труда. Это распределение создает в обществе большое количество профессиональных статусов, что делает его высокоорганизованным. Еще в XIX веке Эмиль Дюркгейм говорил о том, что чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественной солидарности, или, общественного состояния. О функциональной значимости труда здесь говорят советские социологи Дикарева А. А., Мирская М. И., ставящие главной функцией труда создание материальных и духовных благ, которые в будущем будут помогать человеку в бытии.
Главная идея марксизма – удовлетворение материальных потребностей человека через имеющиеся знания в определенной профессиональной отрасли. О. В. Ромашев отмечает, что трудовое отношение общества переплетается из материальных потребностей и ценностей, явлений, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.
Интерпретативный подход сочетает в себе три возможных мотива вторичной занятости студентов. Первый заключается в желании иметь свои личные деньги и получение образования, следом идет соответствующий опыт в определенной области, в которой студент хочет работать после получения вузовского образования. И на третьем месте идет желание занять свое свободное время, извлекая из него пользу. Антропова М. Н. представляет влияние вторичной занятости на ценностные ориентации студентов, их социально-профессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества. Студент может начать работать в интересующей его области, удовлетворяя при этом свои материальные потребности, занимая свое время полезным делом, приобретая опыт работы. Но в дальнейшем здесь может появиться внутренний конфликт. При идеалистических представлениях о рынке труда, своего места в нем, студент сталкивается с его суровыми реалиями и начинает переоценивать взгляд на труд как средство самореализации. Процесс социализации оказывается нарушенным, так как социальные ожидания оказываются неоправданными и приводят к сложному социально-психическому состоянию.
Для понимания причин вторичной занятости наиболее подходящим является интерпретативный подход изучения трудоустройства молодежи, так как он позволяет объединить материальные мотивы трудоустройства с духовными. В совокупности целей трудоустройство соединяет желание иметь личные деньги, получение интересующего образования и опыта, стремление занять свободное время, что характерно сегодня для молодежи. Современный студент должен заблаговременно думать о будущем, накапливать свой профессиональный опыт, чтобы после получения диплома у него было преимущество среди многотысячной аудитории соискателей работы. При этом, учась, он может познакомиться с несколькими видами работ, а потом выбрать себе подходящую. При таком рассмотрении деньги не стоят как главный побудитель вторичной занятости. Существенным остается образование и накопленные навыки, что наиболее ценится работодателем.