Теоретические аспекты реабилитации осужденных
Осужденные, как объект социальной политики
Социальная политика (СП) считается одним из важнейших направлений внутренней политики государства. А. С. Сорвина считает, что под СП понимается характеристика взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права социальных групп населения и отдельного человека в обществе[2].
Социальная политика призвана обеспечить:
- гражданское согласие,
- расширенное воспроизводство населения,
- политическую стабильность,
- гармонизацию общественных отношений.
СП реализуется с помощью различных социальных мероприятий, государственных решений и программ.
Социальная политика, обеспечивая взаимодействие всех важных сфер жизнедеятельности общества[3] в решении социальных проблем, проявляет следующие свойства:
- универсальность (т.е. имеет всеохватывающий характер воздействия на все стороны социального воспроизводства людей);
- включенность (т.е. имеет возможность проникать в каждую сферу жизнедеятельности);
- атрибутивность (т.е. способна сочетаться с любыми общественными феноменами, отношениями и сферами).
Социальные программы, которые входят в комплекс социальной политики, направлены на решение конкретной социальной проблемы, стоящей в определенный момент. Их социальный эффект, обычно, выражается в повышении качества жизни отдельных граждан и общества в целом. В результате реализации социальных программ в отношении осужденных решаются проблемы общественного характера, например, уменьшение рецидивов преступлений и др.
Цикл программы состоит из последовательных этапов:
- анализ внешней среды,
- формулирование конкретной проблемы и методов ее решения,
- составление плана программы,
- реализация программы,
- получение результатов,
- анализ цель результатов.
Правовую и теоретическую основу социальной политики государства составляет положение Конституции Российской Федерации, в которой в статье 7 говорится, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого, в первую очередь, направлена на создание условий, которые обеспечат достойную жизнь и развитие каждого человека[4].
Суть социальной политики заключается в том, что условием поддержания оптимального качества каждого человека (в определенной ситуации), должно быть его участие в этом.
Субъектами социальной политики выступают структуры гражданского общества, различные общественные объединения, предприятия, фирмы, организации) и государство.
Объектом социальной политики является социальная сфера, а в частности человек или группа людей, а также окружающая их сфера жизнедеятельности. Как правило, объекты СП, оказавшиеся в сложных жизненных условиях, не способны самостоятельно разрешить проблемы, возникшие перед ними, например, связанные с адаптацией к изменившимся жизненным условиям.
Технологией осуществления социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения является социальная работа.
Под социальной работой понимается профессиональная деятельность социальных работников, способствующая решению различных социальных проблем, касающихся человеческих взаимоотношений и общественных изменений. Социальная работа способствует укреплению способностей людей к функциональному существованию в обществе, повышая уровень социального благополучия[5].
По Е. И. Холостовой, социальная работа является деятельностью по оказанию помощи индивидам, семьям и/или группам в реализации их социальных прав, а также в компенсации физических, психических, социальных, интеллектуальных и иных недостатков, которые препятствуют их полноценному социальному функционированию[6].
Как было сказано выше, что объектом социальной политики являются лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию и не способные ее самостоятельно разрешить, то практически все осужденные относятся к таким лицам, так как попадание из условий свободы в новую микросреду пенитенциарного учреждения является уже «сложной жизненной ситуацией».
Под осужденным понимается лицо, признанное виновным в совершении какого-либо преступления посредством судебного приговора с назначением определенной меры наказания[7].
Личность каждого осужденного или общности осужденных (коллективы, группы, бригады, отряды, классы) в качестве носителей социальных проблем и окружающая их среда являются основными объектами пенитенциарной социальной работы, а значит и социальной политики. Тройственность объекта социальной работы в исправительном учреждении (ИУ) предполагает глубокие внутренние взаимосвязи личности, общностей и среды осужденных, характеризующиеся высокой степенью сложности, спецификой, большим негативным и незначительным позитивным потенциалом для успешного самостоятельного разрешения собственных социальных и облегчения положения, сложившегося в период отбывания наказания.
Среди объектов социальной работы можно выделить несколько категорий осужденных:
- те, кто объективно нуждается в социальной поддержке и помощи, не является ее инициаторами, но и не отказывается от нее в случае ее представления,
- те, кто объективно нуждается в социальной помощи, но отказывается от непосредственного контакта и сотрудничества с социальными работниками,
- те, кто как добровольный клиент сам инициирует оказание им социальной поддержки и помощи.
Из выше сказанного следует, что объектом социальной работы может стать каждый осужденный, который обратится в группу социальной защиты.
Феноменология личности осужденного
В момент прибытия осужденного в ИУ сотрудникам различных служб (воспитательных, оперативных и психологических) необходимо составить подробный портрет личности каждого.
Для изучения личности осужденного в первую очередь, требуется следующее:
- установление: года и места рождения, наличия образования и профессии, название специальности, семейного положения осужденного и других социально-демографических данных;
- выявление индивидуальных особенностей личности, таких как: волевые, интеллектуальные и эмоциональные;
- описание черт характера;
- определение: типа темперамента, состояния здоровья, физического развития и других индивидуальных качеств;
- определение: условий получения воспитания в семье, состава семьи; любимых занятий, образования и поведения родителей, отношения со стороны родителей, характера взаимоотношений в семье, ее материальные и жилищные условия;
- условия и результаты обучения в школе или других учебных заведениях, особенности профессиональной деятельности, характеристика окружающей среды школьного и производственного коллективов;
- основные потребности, взгляды, интересы, склонности, привычки, жизненные ценностные ориентации и цели субъекта;
- отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе;
На наш взгляд, данный перечень сейчас можно дополнить еще некоторыми характеристиками. Это могут быть: информация из личных документов (анализ писем, дневников и др) и отношение к религии.
А. Ф. Лазурский разделил осужденных на несколько типов[8]:
- Пассивный тип, который имеет два подтипа:
а) апатичный - отсутствуют ярко выраженные интересы и потребности, отличается равнодушным отношением к окружающим;
б) безвольно-робкий - легко внушаемый, присутствует подавленное настроение. Люди, относящиеся к данному подтипу, как правило, не относятся к криминальному типу, но могут служить непосредственно самим источником пополнения преступного мира;
- Расчетливо-эгоистический тип, характеризуется изрядной хитростью и черствостью, а также злопамятностью, обычно, заботится только о своих интересах и выгодах, как правило, материальных; люди, относящиеся к этой группе близки к криминальному, так как его представители сознательно становятся на путь преступлений;
- Аффективно-извращенный криминальный тип, характеризуется беспорядочно-веселым легкомысленным характером, обычно это: пропойцы, драчуны, мелкие воришки, скандалисты;
- Активно извращенный криминальный тип насильника, который также имеет два подтипа:
а) беспорядочного насильника – характеристикой которого является решительность, энергия, склонность к дракам, не желание работать;
б) сосредоточенно-жесткого - преобладает способность на самые жестокие убийства и зверства.
Данная классификация А. Ф. Лазурского имеет познавательное значение, хоть в ней и допускается психологизация преступности.
Также попытку классифицировать личность преступника предпринял С. В. Познышев еще в 1920-х годах[9]. Он делит преступников, исходя из соотношения внешних обстоятельств (экзогенных факторов) и личностных особенностей (эндогенных факторов), которые толкнули их на преступление. Выделяют здесь два основных типа: экзогенные и эндогенные.
К экзогенным преступникам относятся лица, которые совершили преступления вопреки своим ожиданиям и расчетам. Быстро и резко изменившиеся обстоятельства дали толчок к преступлению такой, что под их давлением конкретный человек не устоял перед совершением преступления. Такие люди, потерпели крушение в жизненных бурях, сбились на преступный путь под давлением обстоятельств, превышавших легкие жизненные затруднения. И не попав в данное положение, они смогли бы прожить всю жизнь, не сталкиваясь с уголовным законом и судом.
Данный тип характеризуется также пониженной сопротивляемостью к неблагоприятным внешним обстоятельствам и имеет два подтипа:
1) лица, которые с достаточной ясностью не смогли увидеть другие, не преступные выходы из своего положения (у одних это могло произойти из-за интеллектуальной недостаточности – глупые, недалекие, легкомысленные, малоразвитые, у других - из-за растерянности, к ним относятся трусы, впавшие в уныние, отчаявшиеся и т.п.);
2) лица, увидевшие социально приемлемый и не преступный выход из создавшегося положения, но не имеющие достаточной энергии, чтобы своевременно им воспользоваться, обычно, это пассивные, безвольные и слишком застенчивые люди).
Эндогенные преступники, в свою очередь – лица, которые предрасположены к различным известным видам преступной деятельности: они, обычно, сами ищут условия для возможности реализации своего преступного замысла. Самой высокой степенью предрасположенности к преступлению обладают так называемые преступники-профессионалы. Центральным признаком профессионального преступника является склонность к удовлетворению своих потребностей с помощью определенного преступления, которая образует своего рода установку его личности на это преступление. Эндогенные преступники подразделяются на три подтипа:
1) импульсивные преступники – лица, которые испытывают чувство удовольствия непосредственно от самого процесса совершения общественно опасных деяний (к таким можно отнести лица, которые отдаются мимолетным низменным наслаждениям, руководствуясь при этом тщеславием и самолюбием, а также стремятся к различным развлечениям);
2) эмоциональные преступники – лица, которые совершают преступления только лишь для удовлетворения внезапно возникшего сильного чувства, называемым аффектом. Обычно они не умеют и не желают управлять своим поведением;
3) расчетливо-рассудочные преступники – на преступление их толкает не стремление к мимолетным чувственным наслаждениям и не порыв чувства, а представление известной связи совершаемого преступления конкретно с их общей целью - достижением известного служебного, социального, семейного положения, имущественного и т.п.
Для каждого из перечисленных типов и подтипов необходима своя конкретная выработанная воспитательная система, в основе которой должно обязательно быть положено знание особенностей каждого и планомерное наблюдение за действием на них различных мер.
Общие аспекты реабилитации
Под социальной реабилитацией (СР) осужденных понимается процесс восстановления их социальных ролей, функций, статуса, утраченных ими в виду совершения преступления, с осуждением и непосредственным отбыванием наказания в специфических условиях изоляции от общества и законного ограничения в определенных свободах и правах.
Социальная реабилитация включает в себя многоплановую работу, начинающуюся в ИУ и продолжающейся в постпенитенциарный период до тех пор, пока не будет полностью восстановлена способность человека полноценно социально функционировать.
Эффективность СР достигается полным комплексом реабилитационных мер, таких как медицинские, психологические, педагогические, профессиональные, и собственно социальные.
Как показывает практика, начальный период пребывания в пенитенциарных учреждениях считается самым трудным. Особенно с медицинской и психологической точки зрения. По некоторым данным в ежегодной структуре заболеваемости осужденных 1-2 места занимают различные психические расстройства. Как правило, за год в исправительном учреждении регистрируют около 30 агрессивных действий, что в условиях пенитенциарного учреждения имеет, несомненно, особое социальное звучание и не предсказуемые последствия. Так же необходимо учитывать, что общий стресс может возникать еще и в связи с соматической отягощенностью.
Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан[10].
Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: многие из осужденных хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные и нуждаются в медицинской помощи. Некоторые из них имеют психические отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости. Главный принцип медицинской реабилитации заключается во включении в комплекс лечебных мероприятий методов восстановительного лечения.
Профессиональный же аспект реабилитации предусматривает приобщение осужденных к труду, так как это также является эффективным средством реабилитации. Такая реабилитация включает комплекс педагогических и организационно-технических мероприятий, цель которых восстановление или привитие профессиональных навыков и умений. Такой вид реабилитации складывается из профессионального обучения, созданий соответствующих условий для работы. Наряду с проведением профессиональной реабилитации важно учитывать физические способности и образование, потребность народного хозяйства в кадрах того или иного профиля.
В настоящее время все работы, на которых заняты осужденные, напрямую связаны с овладением ими профессиональными специальностями и проводятся на базе профессиональных училищ. К таким специальностям можно отнести:
- деревообработка,
- токарные работы,
-швейное производство.
А профессии:
- маляр,
- штукатур,
- токарь,
В связи с подъемом производства в России будут востребованы рабочие специальности на рынке труда. Каждая специальность которую получает осужденный пригодится ему хотя бы с чисто житейской точки зрения.
Общее и профессиональное образование является доминирующим фактором исправления и реабилитации осужденных. Как правило, на практике общее образование осужденных имеет принудительный характер и протекает в педагогически неблагоприятной среде, а поэтому не решает основных педагогических задач.
Социально-экономический аспект включает в себя социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-бытовую формы реабилитации, цель которых – воссоздание утраченных и нарушенных общественных связей. Этот аспект считается подчиненным по отношению к предыдущим аспектам реабилитации и дополняется рядом специфических форм и средств (включая систематический патронаж). Что касается конкретно социальных аспектов, то реабилитация должна в первую очередь быть направлена на то, чтобы осужденные стали продуктивными и этичными членами общества. Для осуществления этого применяют духовно-нравственное воспитание посредством культурно-досуговой деятельности, проводят различные социально-реабилитационные программы для осужденных.
Особенности адаптации осужденного к местам лишения свободы
Каждому осужденному необходимо пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания. Исключение могут составлять только рецидивисты, которые неоднократно отбывают наказание в виде лишения свободы, не испытывают сильнейшего дезадаптационного синдрома при попадании в пенитенциарное учреждение.
В местах лишения свободы личность сталкивается с условиями жизни, которые существенно отличаются от привычных условий жизнедеятельности на свободе. Естественно, осужденный вынужден к ним адаптироваться, и этот процесс имеет свою специфику в зависимости от психологического и социального типа, пола; возраста, характера совершенного преступления, срока осуждения и других факторов.
Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни обычно длится три-четыре месяца, а иногда и больше. В это время особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпение и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.
Следующим периодом должен стать период появления и развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т. д.
Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.
Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы, в общем, является производным от общественных условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения - к закону, человеку и его правам.
Но, в любом случае отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Таким образом, характер социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране.
Все это объясняет необходимость создания эффективно действующей системы реабилитации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, основой которой являеются гуманистические и демократические принципы, отвечающие международным правовым нормам. Такая система должна быть социально-педагогической и воспитательной, что возможно лишь при условии педагогизации деятельности всех субъектов реабилитации. Проблемы подготовки к возвращению в общество правопослушных граждан, их адаптации к условиям жизни в постпенитенциарный период могут быть решены при наличии системы непрерывной социально-педагогической реабилитации осужденных.