Теоретические методы исследования, их характеристика

Теоретические методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необходимое, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теоретического исследования чаще всего используются метод исторических аналогий, анализ, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация фактов.

Метод теоретического анализа (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутренней структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании которых вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач.

После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования. Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования, утверждает Н. М. Борытко. [4]. И это действительно так, потому что задача такого типа исследования – выявить закономерные связи, разработать принципы, научные подходы к исследованию педагогической реальности. В таком исследовании анализируются, систематизируются и обобщаются уже известные эмпирические факты и явления, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют именно методы анализа и синтеза, сравнения и классификации, интерпретации педагогических фактов.

Метод абстрагирования (от лат. аbstractio – отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в "чистом" виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности. В философской литературе можно встретить тезис: "всякая абстракция есть приближение к реальности". Одна абстракция отличается от другой степенью приближения к реальному объекту: одни абстракции (объекты, полученные в результате использования метода абстрагирования) имеют больше характерных черт изучаемого объекта и тем самым оказываются ближе к действительности, другие имеют гораздо больше отличных от реальности черт и в результате более удалены от реального объекта. Механизм выработки абстрактных объектов тесно связан с нашей возможностью мысленного (рационального) постижения наблюдаемого объекта. Там, где с помощью простого созерцания мы "видим" лишь различия, абстракция позволяет выделить общие для различных конкретных предметов признаки. Своими глазами мы видим, как Солнце движется по небу, а умом (мысленно) понимаем, что на самом деле это Земля вертится вокруг него.

Метод моделирования,

"1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности;

2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов" [6]. "

Моделирование – это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных… моделей. Особым видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании" [4]. Если модель является аналогией на прототип, то получается, что моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня – метода моделирования, в основе которого лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом, прототипом) и его моделью. Необходимо при этом помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, так как она отражает не все его стороны и связи. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Метод моделирования используется почти во всех видах психолого-педагогических исследований, поскольку построение теоретических и нормативных моделей лежит в основе общей концепции исследования, которое необходимо ещё для непосредственного соединения психолого-педагогических наук с практикой образования.

Методы индукции и дедукции.

Индукция (от лат. inductio – наведение), как известно, - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. В индукции данные опыта (посылок) "наводят" на общее. В качестве посылок для индуктивных выводов обычно выступают или множество высказываний, фиксирующих наблюдения, или множество фактов, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (в этом значении индукцию можно отнести к эмпирическому методу). Например, в ХVIII веке Лавуазье на основе многочисленных наблюдений того, что ряд веществ, подобно воде и ртути, может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, делает очень значимый для химической науки индуктивный вывод, что все вещества могут находиться в трех указанных выше состояниях. Этот пример индуктивного вывода является следствием применения метода перечислительной индукции. Перечислительная индукция – это умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. В зависимости от характера изучаемых реальных объектов метод индукции используется через различные приемы абстрагирования: обобщающую абстракцию, если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов; аналитическую абстракцию, когда аналитическим путем вычленяется нужное исследователю свойство, и все его внимание фиксируется на нем; идеализацию как прием абстрагирования, когда необходимо акцентировать внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде (такие приемы использования индукции как метода относятся скорее к теоретическим).

Наряду с различными формами индукции в научных исследованиях как один из основных методов научного познания используется метод дедукции. О диалектической взаимосвязи индукции и дедукции Ф. Энгельс писал: "Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга" [4].

Термин дедукция (от лат. deductio – выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода от некоторых общих данных (предложений-посылок) к их следствиям (заключениям), перехода от общего к частному. Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала.

Интерпретация (от лат. inteгрretatio – посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) – это исследовательский метод, в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции. В задачи интерпретации входят и истолкование объективного значения полученных в процессе исследования результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны, предполагаемой эффективности, а также разъяснение значения для самого исследователя или лиц, заинтересованных в результатах данного исследования.

Восхождение от абстрактного к конкретному.

Для того чтобы рассмотреть данный метод исследования, необходимо определиться с некоторыми основными понятиями. В данном случае термин "абстрактное" употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Термин "конкретное" используется в двух основных смыслах.

Во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений.

Во-вторых, термин "конкретное" употребляется для обозначения многогранного, всестороннего, систематического знания об объекте. Конкретное знание выступает как противоположность абстрактного знания, т.е. знания бедного по содержанию, одностороннего. Следует подчеркнуть, что абстрактное и конкретное - это не абсолютные, а относительные характеристики знания. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "испаряется", превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многогранному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении. Оба этапа теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного "анатомирования" объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Причем сам процесс формирования абстракций не есть нечто абсолютно самостоятельное. Он осуществляется и продолжается также в ходе развертывания знаний об объекте в систему, т.е. в процессе собственного восхождения от абстрактного к конкретному. И, с другой стороны сведение конкретного объекта к совокупности абстракций не производится без ясно осознанной цели познания, общей идеи исследования, без представления о том, к чему стремится, восходит мышление.

Идеализация.

Для исследования и целей научного познания широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности и вообще практически неосуществимы: точка, линия, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, безвоздушное пространство и т.д. Мысленное конструирование объектов такого рода и называется идеализацией. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Создавая такой идеальный объект, как абсолютно твердое тело, мы абстрагируемся от способности реальных тел деформироваться под воздействием внешних сил, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела в той или иной мере обладают способностью отражать падающий на них свет. В любом случае идеализация включает в себя момент абстрагирования, что позволяет рассматривать идеализацию как вид абстрагирования действительности. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют другие мыслительные операции. Это связано с тем, что при мысленном конструировании идеальных объектов мы должны достичь следующих целей:

а) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;

б) наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальным гипотетическими, практически несуществующими свойствами.

Основными способами достижения этих целей можно считать: многоступенчатое абстрагирование. Этот способ формирования идеальных объектов широко применяется, например, в математике. Так, абстрагируясь от толщины реального объекта, мы получаем представление о плоскости; далее, лишая плоскость одного из измерений, мы получаем лини и наконец, лишая линию единственного ее измерения, получаем точку; мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства. Располагая, например, реальные тела в ряд соответственно увеличению твердости, можно мысленно продолжить этот ряд и в конце его представить такое тело, которое не деформируется под действием любых сил. Это и будет "абсолютно твердое тело"; простое абстрагирование, отбрасывание некоторых реальных свойств объектов. Это возможно в том случае, когда подобное отбрасывание реальных свойств вещи выступает как одновременное наделение этой вещи нереальными свойствами. Перечисленные способы образования идеальных объектов различаются лишь теми сторонами мыслительной деятельности, на которых непосредственно акцентируется внимание исследователя и которые поэтому в каждом отдельном случае представляются главными, ведущими.[4]

Формализация "Формализация", "формальный" - это слова, которые в обыденной жизни обычно используются как негативная характеристика качеств, деятельности и отношений человека. Что же касается науки, то в ней эти термины наполнены иным содержанием. Они характеризуют определенный подход к исследованию различных объектов, известный под названием метода формализации. Формализация -совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Формализм — это предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Он проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу. Термин "формализация" неоднозначен, зачастую он употребляется существенно различных смыслах. Чаще всего под формализацией понимают следующее. 1. Метод решения специальных проблем в математических и логических теориях. К числу таких проблем относятся доказательство противоречивости математических теорий, независимости аксиом, доказуемости различных положений и т.д.

Эти вопросы решаются чисто формально, путем использования специальной символики, позволяющей оперировать не содержанием соответствующих теоретических утверждений, а наборами символов, формулами. Здесь мы имеем дело с формализацией в узком, или специальном, смысле этого слова. 2. Под формализацией в широком смысле слова понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных "искусственных" языков, к числу которых относится, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда других наук. Исследование специальной символики в этих науках является одним из необходимых и все более прогрессирующих методов отражения действительности. С элементами формализации мы встречаемся уже в школе, когда при решении определенной задачи отвлекаемся от конкретного содержания неизвестного и рассматриваем его просто как некий "X" в уравнении. Даже этого достаточно, чтобы почувствовать силу формального подхода. Достоинства этого метода заключаются в следующем: формализация обеспечивает полноту обозрения определенной части проблем, обобщенность подхода к их решению. Например, на ранних этапах развития математических знаний существовало множество правил и формул для вычисления площадей различных фигур. Интегральное исчисление позволяет решить это множество задач единым унифицированным методом.

Аксиоматический метод представляет собой один из довольно распространенных способов организации научного знания. Особенно широко применяется он в математике и математизированных науках. Под аксиоматическим методом понимается такой метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теории, законов и т.д. Аксиома (греч. axioma -- отправное, исходное положение) - положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной утвержденности, исходное положение теории. Аксиоматический метод широко применялся еще в глубокой древности. Элементы аксиоматики встречались в трудах Платона, Аристотеля, Гиппократа. По мере развития науки этот метод проник в самые разные области знания. Примерами аксиоматически построенных систем знания могут служить и теория электромагнитного поля Д. К. Максвелла, и эйнштейновская теория относительности, и целый ряд других научных теорий. К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

требование непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо положение и его отрицание;

требование полноты, согласно которому любое положение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть, т.е., иначе говоря, из аксиом должно быть выводимо или это предположение, или его отрицание;

требование независимости, согласно которому любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом (иначе она переводится в разряд теорем).