Теоретические основы молодежной политики
Появление термина «молодежная политика» связано с процессами трансформации российского общества, которые привели к появлению новых общественно-политических институтов (демократические общественные объединения, либеральные политические партии, независимые от государства бизнес-структуры), которые стали вовлекать молодых людей в свою деятельность, что и привело к появлению разноплановых стратегий в работе с молодежью и в свою очередь появлению нового для России понятия.
Молодежная политика – это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов.
И. М. Ильинский, доктор философских наук, профессор, известный ученый в области философии образования, социологии молодежи, молодежной политики, глобалистики и глобализации, выделяет два вида молодежной политики: государственную и общественную. Под государственной молодежной политикой он понимает деятельность государства, направленную на решение проблем молодежи, вовлечение ее в социально-политические процессы, происходящие в государстве и обществе. Субъектом молодежной политики в данном случае является государство в лице его специальных органов. Общественная молодежная политика определяется Ильинским как «система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь, в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа».
На сегодняшний день в российской науке и практике сформировалось два основных подхода к пониманию молодежной политики. При этом важно, что эти подходы существуют не только в рамках отдельных научных направлений и исследований, но и в практической деятельности государства, направленной на включение подрастающего поколения в социокультурное пространство трансформирующейся России. Сторонники первого – «узкого» - подхода рассматривают государственную молодежную политику как одно из направлений социальной или образовательной политики государства, в первую очередь ориентированное на решение задач воспитания и дополнительного образования. Данный подход является наиболее распространенным в отечественной политической науке. И именно данный подход положен в основу деятельности Российского государства по работе с молодежью. Это проявляется в первую очередь в упразднении специализированных федеральных органов по делам молодежи и передаче их полномочий отдельному департаменту в рамках Министерства образования и науки РФ.
Сторонники «широкого» подхода склонны рассматривать государственную молодежную политику как особую деятельность государства по развитию потенциала молодых людей, включению их в социокультурное пространство России, формированию лидерских навыков и умений, которые бы позволили сегодняшней молодежи занять стратегические места в органах государственной власти, бизнес-структурах, некоммерческих организациях. Необходимо отметить, что данный подход наиболее соответствует российским реалиям. Если в ряде европейских стран государство фактически устранилось от решения проблем молодежи, сосредоточив внимание на какой-либо одной сфере жизнедеятельности подрастающего поколения (образования, девиации и др.), поскольку большое место по работе с молодежью занимают общественные и некоммерческие организации, то в нашей стране в условиях неразвитости институтов гражданского общества только государство имеет возможность осуществлять комплексные системные действия по оптимизации процесса социализации молодого поколения.
В истории формирования и развития государственной молодежной политики в современной России можно выделить несколько этапов:
- Этап институционализации государственной молодежной политики (1990 – 1996 гг.);
- Этап устойчивой реализации государственной молодежной политики (1997 – 2001 гг.);
- Этап поиска альтернативных проектов реализации государственной молодежной политики (с 2002 г.).
Рассмотрим выделенные этапы более подробно.
Основным содержанием первого этапа стали процессы создания и развития государственных институтов, реализующих молодежную политику, разработка нормативно-правовых актов и основных направлений, создание государственных, региональных и муниципальных органов по делам молодежи.
Начала реализации российской государственной молодежной политики было положено в 1990 г., когда в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР было создано Управление по молодежной политике под руководством Е. Д. Катульского. В 1991 году распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. 16 сентября 1992 г. был подписан указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», важнейшим итогом которого стало создание при Правительстве РФ Комитета по делам молодежи, реорганизованного 30 сентября того же года в Комитет РФ по делам молодежи, что значительно повысило его статус.
В первый период были разработаны основные федеральные нормативно-правовые акты, руководствуясь которыми государственная молодежная политика осуществляется по сей день. Среди них: «Молодежь России» и Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. На основе последней программы строилась содержательная деятельность Комитета РФ по делам молодежи.
В 1990 – 1996 гг. были разработаны и приняты основные законы, регламентирующие деятельность органов по делам молодежи в отдельных субъектах РФ. В результате создания Комитета РФ по делам молодежи появились подобные структуры в субъектах Российской Федерации, сформировалась система органов по делам молодежи, молодежных учреждений, служб на региональном и местном уровнях.
Второй этап осуществления государственной молодежной политики характеризовался деятельностью федеральных, региональных и местных органов по делам молодежи по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Период с 1997 по 2001 г. является наиболее продуктивным с точки зрения деятельности органов по делам молодежи. Именно в это время были созданы инновационные технологии работы с молодежью, начала формироваться сеть молодежных учреждений, являющихся экспериментальными площадками федеральных органов по делам молодежи и реализующих отдельные направления молодежной политики.
На втором этапе была разработана и реализуется до сих пор программа содействия занятости и предпринимательству молодежи. Успехом реализации государственной политики стали программы по решению жилищных проблем молодежи.
В 1997 – 2001 гг. сложилась система эффективного партнерства государственных органов по делам молодежи и общероссийских и межрегиональных общественных объединений. К наиболее крупным партнерам государства по реализации молодежной политики можно отнести общероссийские общественные организации: Российский союз молодежи, «Детские и молодежные инициативы», Союз молодежных жилищных комплексов, Молодежный союз юристов Российской Федерации, Национальную молодежную лигу и др.
Отношение государства к молодежи – составная часть общегосударственной идеологии. Молодежная идеология необходима «для выработки некоторого стандартного, одинакового понимания окружающих явлений». Если нет идеологии, нет и единой системы целей и задач: поставленные в отрыве от идеи, они заранее обречены. Поэтому прежде чем приступать к формированию государственной молодежной политики, необходимо определиться с ее идеологией, затем выстроить концепцию, а только после этого воплощать ее в конкретных программах и мероприятиях.
Анализ современной всемирной истории позволяет выделить три основные идеологии, определяющие экономическую, социальную, культурную и другие стороны государственной политики, - либерализм, социал-демократию, консерватизм (при том, что каждая из них имеет свою внутреннюю дифференциацию). В этой связи представляется правомерным процитировать И. Ильинского, заметившего, что «при общей сущности типы молодежной политики просто имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ, а вопрос целей, задач и содержания молодежной политики – это вопрос сугубо идеологический. Исходя из идеологии, которая доминирует в обществе, можно определить тип молодежной политики…».
И. Ильинский и Е. Слуцкий рассматривают либеральную и социал-демократическую молодежную политику. Развивая идеи Ильинского, можно сказать, что последняя – это прежде всего идеология особого отношения государства и общества к молодежи исходя из ее психологических, возрастных, социальных особенностей и понимания ее важности для государства и общества в целом. В либеральном (неоконсервативном) варианте (молодые рассматриваются как «сильная» часть общества, которая должна выжить самостоятельно) декларируется и пропагандируется право и приоритет конкурентных начал как залог успешного развития человека и общества, а также право граждан на равное отношение ко всем категориям населения со стороны правительства.
В постсоциалистической России была сформирована идеология. Хотя в середине 90-х годов в, казалось бы, важных федеральных документах был закреплен социал-демократический принцип ответственности государства за молодежную политику, создан федеральный орган по делам молодежи, приняты ряд нормативно-правовых актов специального молодежного законодательства, отдельная целевая программа «Молодежь России», в бюджетном классификаторе появилась отдельная строка «молодежная политика». Однако на практике все эти новшества фактически ни к чему не привели, поскольку не отвечали либеральным взглядам правительства.
В основных идеологических моделях (социал-демократической, либеральной и консервативной) место молодежи и цели молодежной политики, несколько упрощая, определяются по-разному:
1) Социально-демократическая идеология: молодежь – объект опеки, цель молодежной политики – создание особых льготных условий для ее развития;
2) Либеральная идеология: молодежь – наиболее мобильная и сильная группа населения, поэтому специальной государственной молодежной политики не требуется;
3) Консервативная идеология: молодежь – ресурс государства, поэтому цели молодежной политики – развитие и использование этого ресурса в интересах государства.
В условиях идеологического трансфера последних 15 лет господствующая государственная идеология прошла последовательно через все эти три модели, что привело к размыванию единой молодежной политики в масштабах страны. И даже в масштабах одного региона в разных муниципалитетах молодежная политика осуществляется (или не осуществляется) в зависимости от идеологических воззрений руководства муниципалитета. Следствие – частичное разрушение отрасли, и резкое падение качества подготовки кадров. Текущее состояние и перспективы государственной молодежной политики невозможно понять без анализа новейшей истории страны и тех изменений, которые происходили в сфере государственного регулирования молодежной политики.
По мнению А. Иваненкова, есть две основные позиции: полная ответственность и контроль государства над процессами воспитания, социализации молодежи (что подразумевает выделение соответствующих ресурсов и финансов) и максимальное самоустранение государства из этой сферы.
Кроме того, необходимо определить, чем является молодежь для государства – объектом или субъектом. Считать ее субъектом – значит признать, что молодые люди должны участвовать в разработке политики, затрагивающей основы их существования. Иначе фундаментальный принцип сочетания интересов будет недостижим, а вся молодежная политика сведется к бюрократической игре. Единственный выход – всемерная поддержка молодежных организаций, а также создание и развитие других необходимых каналов и структур для участия этой категории активных граждан в жизни общества.
Еще один значимый фактор связан с процессом вовлечения молодежи в мир взрослых. Здесь необходимо определить, когда же она является более мощным ресурсом: будучи полностью включенной в государственно-общественную машину либо самостоятельно выстраивая и организуя свою гражданскую позицию и деятельность.
Молодежь как отдельная социальная группа имеет свои собственные интересы, порой не совпадающие с интересами всего общества. И безоглядное следование принципу приоритета ее интересов как цели молодежной политики, тем более в условиях непростой экономической ситуации, может привести к формированию неоправданных с точки зрения всего общества привилегий. Еще одна грань этой проблемы – сильно выраженное потребительское отношение значительной части российской молодежи к государству и обществу, выражающееся в ожидании чрезмерной поддержки и помощи. Поэтому при выработке государственной идеологии необходимо обеспечить сочетание интересов различных частей общества и государства, увязав идеологию молодежной политики с общегосударственными стратегическими задачами.
Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.
К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т. е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался и в силу быстрой смены социальных реалий российского общества, и по причинам субъективного характера. В этих условиях проявилось основное противоречие в управлении молодежной политикой на современном этапе: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку молодого поколения к самореализации в обществе.
Либерализм любого типа (даже самый «мягкий») по сути своей философии отвергает идею сильного государства, минимизирует его роль не только в экономике, а в жизни общества вообще; отвергает, в частности, и сильную социальную политику, а значит, и сильную молодежную политику. «Человек должен иметь только то, что может иметь», «Помоги себе сам», «Пусть вырастет все, что растет, и умрет то, что нежизненно» — вот лишь некоторые постулаты либерализма.
Разумеется, в период идеологического господства в обществе либерализма судьба молодежной политики печальна: постоянное реформирование, либо ликвидация органов управления на федеральном и региональном уровнях, законодательная неопределенность, отсутствие системы оценки эффективности (из-за отсутствия государственного целеполагания), ресурсный и кадровый голод.
Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по урегулированию отношений молодежи и государства. Она является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Согласно принятым в российской социологии подходам, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это – на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Молодые поколения россиян выполняют особые, незаменимые и не выполняемые никакой другой группой населения социальные функции.
Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, отвечает за жизнь предшествующих поколений, за сохранение и преемственность развития общества.
Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Поэтому, вступая в трудовую и общественную молодежь является главным объектом и субъектом образования и воспитания, социализации и адаптации.
В-третьих, молодежь является главным участником социальных перемещений и экономической мобильности, ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-четвертых, как всякая реальная социальная группа молодежь должна иметь собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с «вакансиями» общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации.
В-пятых, молодые люди составляют костяк силовых ведомств, обеспечивают безопасность страны.
Реализация данных функций формирует характер межпоколенческих и внутрипоколенческих взаимодействий, инновационный потенциал молодежи, ее ресурс как экономической и социально-политической силы.
Учитывая вышесказанное, молодежь может явиться фактором как ускорения, так и затруднения предшествующего развития. Это зависит от того насколько молодежь:
• знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы,
• обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
• обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.
Усилия государства и общества должны быть направлены на то, чтобы, с одной стороны, молодежь не служила источником угроз национальной безопасности во всех ее сферах в настоящем, а с другой стороны, знала опасности, была способна оценить угрозы, предсказать последствия и была готова к их предотвращению в будущем.
При таком подходе молодежь не рассматривается как отдельная группа населения, а прописывается ее функциональное место, инновационные возможности и роль во всех сферах жизнедеятельности общества.
В последнее время все больше проявляется сложность и противоречивость молодежной политики как сферы интересов государства и, как следствие, области государственного управления.
Сложившаяся правовая практика исходит из того, что молодежная политика - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
В федеральном законодательстве нормативные положения, касающиеся прав и интересов молодежи, элементов государственной молодежной политики, отражены в Конституции Российской Федерации, Гражданском, Уголовном, Семейном, Трудовом кодексах Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Также существуют законодательные акты, включающие нормы, непосредственно касающиеся молодежи: законы Российской Федерации «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации», федеральные законы «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», указы Президента Российской Федерации по вопросам работы с молодежью.
Давая краткую характеристику роли и места молодежной политики в жизни государства и сфере государственного и муниципального управления, нельзя не отметить, что:
· Государство не может «игнорировать» одну из самых крупных социально-демографических групп населения, наиболее мобильную и имеющую огромный потенциал, от развития которого в перспективе зависит потенциал всего общества.
· Молодежная политика является пограничной областью управления, лежащей на стыке более четко выраженных и структурированных отраслей государственного управления, таких, как «Образование», «Здравоохранение», «Физкультура и спорт», «Социальная защита населения». Следствием такого позиционирования молодежной политики становятся сложности в четком определении ее места и роли в системе государственного управления, целей, задач, механизмов и форм реализации, оценки эффективности и результативности. А в условиях проведения административной и бюджетной реформ возникают серьезная проблема определения подведомственности и, как следствие, дополнительные сложности с выделением бюджетного финансирования. Практически повсеместно исполнительные органы власти, ответственные за реализацию молодежной политики, независимо от уровня управления, входят в состав различных министерств, департаментов и управлений, тем самым создаются дополнительные сложности на этапе согласования интересов различных управляющих субъектов.
· Государство пока не смогло подобрать адекватную замену целостной и стройной системе «октябрята – пионеры - комсомольцы», сопровождавшей подрастающее поколение на этапах его личностного и гражданского становления. В результате государство вынуждено находиться в состоянии перманентного управленческого эксперимента, в основе которого поиск адекватных времени социальных технологий, подбор и оптимизация форм и методов вертикального и горизонтального управления, ресурсного и кадрового обеспечения управленческих процессов.
· Молодежная политика реализуется не в однородном общегосударственном поле, когда ее субъектами и участниками были исключительно государственные и общественно-государственные структуры, были понятны и отлажены «правила игры», а в дифференцированном поле, где действуют различные субъекты, имеющие собственные цели, решающие свои локальные задачи, возможности государства воздействия на них значительно слабее. Все это предполагает поиск, апробацию и внедрение новых механизмов взаимовыгодного (управляемого) взаимодействия, принципиально новых партнерских отношений как бизнес-организациями, так институтами гражданского общества.
· Как составляющая социальной политики молодежная политика, согласно Конституции РФ, является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти, что в немалой степени сказывается на усложнении процесса разграничения зон ответственности и полномочий различных субъектов управления. Негативным результатом сложившейся ситуации продолжает оставаться достаточно слабое законодательное регулирование молодежной политики как на федеральном, так и региональном уровнях. Несколько лучше обстоит ситуация с нормативно-правовым регулированием на муниципальном уровне управления, но в условиях финансовой зависимости большинства муниципалитетов нерешенность ряда вопросов на более высоких уровнях управления не позволяет муниципалитетам в полной мере реализовывать эффективную молодежную политику.
Все выше сказанное позволяет позиционировать молодежную политику как сложный и многогранный объект государственного и муниципального управления. Об эффективной молодежной политике в РФ можно будет говорить в том случае, когда:
• будут четко определены и структурированы полномочия, цели, задачи, методы, механизмы формирования, формы реализации, методы оценки эффективности на каждом уровне управления;
• будет разработана достаточная законодательная и нормативно-правовая база в сфере молодежной политики, как области государственного (муниципального) управления;
• будет выстроена эффективная система социального партнерства и межсекторного взаимодействия, динамично реагирующая на изменения внешней и внутренней среды, способная прогнозировать и моделировать такие изменения;
• изменится качественный уровень управления в государственных и муниципальных организациях, реализующих молодежную политику, а также некоммерческих негосударственных (немуниципальных) организациях, выступающих в качестве социальных партнеров, поставщиков государственных (муниципальных) услуг.
Сложность и неоднозначность молодежной политики как объекта управления, накопившиеся в нем системные проблемы не должны пугать потенциальных реформаторов, а, наоборот, должны побуждать их к поиску принципиально новых путей эффективного управления сложным объектом.
В последние годы тема молодежной политики и отдельных ее составляющих становилась объектом и предметом изучения и исследования специалистов социальной сферы, представителей научного сообщества. Многочисленные аналитические статьи и материалы таки специалистов, как Ю. В. Коврижных, О. Н. Рожнов, Г. М. Лукс, О. Б. Фурсов, А. И. Орлов, В. Л. Мутко, Я. А. Голобокова, Г. Г. Николаев, С. В. Тетерский, Л. В. Савина, свидетельствуют о серьезном интересе как теоретиков, так и практиков социальной сферы к проблемам молодежной политики, ее эффективности и результативности. В большинстве работ содержится достаточно качественный анализ различных проблемных областей молодежной политики, причин их возникновения, даются концептуальные посылы к исправлению сложившейся ситуации.
К позитивным результатам аналитических и исследовательских работ можно отнести достаточно обширную информационно-аналитическую базу материалов, на основе которых необходимо проектировать и внедрять социальные технологии, направленные на реальные изменения в сфере государственного (муниципального) управления.
В условиях продолжающегося процесса разграничения полномочий, получения все большей самостоятельности субъектами РФ в различных сферах функционирования, наибольший интерес в области государственной молодежной политики приобретает региональный уровень управления. На его основе в ближайшее время будут происходить процессы формирования общефедеральной молодежной политики («процесс снизу»), а также задаваться основные параметры и создаваться необходимые условия для молодежной политики, реализуемой на муниципальном уровне управления.
Концептуальные и стратегические подходы предполагают рассматривать молодежь не только как пассивного благополучателя и объект молодежной политики, но и как активный субъект молодежной политики как на государственном, так и на муниципальном уровне. Тем не менее говорить о возможном реформировании государственной молодежной политики в настоящее время, внедрении новых управленческих подходов в деятельность основных субъектов молодежной политики невозможно без системного понимания истории становления и формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Еще одним существенным фактором, влияющим на общую эффективность государственной молодежной политики, является ее ориентированность на удовлетворение существующих потребностей молодого человека, которые диагностируются через многочисленные социологические исследования. Как правило, такие исследования проявляют патерналистские ожидания молодежи, весьма ограниченное стремление быть вовлеченным в самостоятельную деятельность по разрешению имеющихся проблем. Часто исследования показывают концептуальное непонимание молодежью целей и задач государства, роли общественных объединений, а также имеющихся возможностей у различных структур общества. В то же время ни в теоретических, ни в прикладных разработках в сфере молодежной политики практически не рассматривается аспект формирования у молодого человека новых потребностей, именно на формировании необходимых государству потребностей молодежи оно должно строить свою политику в отношении молодого поколения, задавая тем самым прогнозируемый образ поколения, которому в ближайшее время придется реализовывать свой потенциал на благо страны.
Усиление экономических возможностей государства, политическая стабильность позволяют начать переход от спонтанного и эпизодического решения ряда сложных проблем, особенно в социальной сфере, к системной, продуманной работе. Такая деятельность предполагает существенную перестройку существующих и привычных механизмов взаимодействия и реализации, очевидна необходимость появления новых структур, обладающих достаточными финансовыми, кадровыми, техническими ресурсами, имеющими положительную репутацию в обществе, способных выстроить принципиально новый уровень коммуникаций с социальными партнерами. В последние годы и на федеральном, и на региональном уровне получила распространение практика создания «агентств» - организаций, подведомственных органам исполнительной власти, осуществляющих непосредственную работу по реализации мероприятий государственной политики, оказанию государственных услуг.