Теории девиантного поведения
Рассмотрение проблемы девиантного поведения в антипозитивизме
Антипозитивизм в социологии– возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, “организмической” модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.
По мере того, как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность.
Некоторые представители антипозитивизма:
· Виндельбанд, Риккерт, Дильтей;
· Представители формальной социологии – Г. Зиммель, Л.фон Визе, Фирканд идр.
· Разработчики понимающей социологии – Г. Зиммель, М. Вебер и др.
Теория «социального действия» как центральная категория развития в социологии по Максу Веберу[4]Макс Вебер является основоположником теории социального действия, применивший ее принципы к исследованию политической власти, религии, права. Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века - позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
По Веберу, социолог «должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования». Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической реальности идеально - типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений.
С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии - категория социального действия. Судить о том, насколько она важна для Вебера можно по тому, что он определяет социологию как науку, «изучающую социальное действие».
Вот как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое - либо природное явление». И ещё одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов.
Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет ещё и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.
Следует обратиться к самому Веберу: социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:
1) целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
2) ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую - либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
3) аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;
4) традиционно, то есть через привычку
Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.
«Конфликтный функционализм» Георга Зиммеля[5]
Большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс социальную структуру общества представил в виде «господствующих и подчиненных страт» конфликт, по его мнению, произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениями то Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.
Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности сплочение и унификация социального организма.
В качестве источников конфликта Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых им "инстинктов враждебности". Инстинкт враждебности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви.
Т. о. Зиммель выделяет своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.
Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конкуренция это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению.
Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов:
1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.
2. Чем лучше "сгруппированы" группы, втянутые в конфликта тем он острее.
3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте сторон, тем острее конфликт.
5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.
6. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.
7. Чем большее по представлению его участников конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.
Из высказываний следует, что более сильные эмоции, вызванные конфликтом с большей вероятностью, ведут к применению насилия. В межличностных конфликтах чувствам вызванные прежней близостью, враждой или ревностью усилят остроту конфликта. В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений участвующих в конфликте групп с большей вероятностью вызывает насилие.
В современной теории конфликта (начиная с 60-х годов) сложилось два направлениям в основе которых лежат либо положения Маркса, либо Зиммеля:
1) диалектическая теория конфликта
2) конфликтный функционализм
Рассмотрение проблемы девиантного поведения в психологической социологииПсихологическая социология[6]
Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства человеческой природы» ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к «законам индивидуальной человеческой природы». «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами... В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию.
Рождение экспериментальной психологии и ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания.
В конце XIX в. психологизм как общая тенденция к психологическому обоснованию научного знания и объяснению самых разнородных явлений приобретает широкое распространение. Психологическое обоснование гносеологии (Я. Ф. Фрис, Ф. Э. Бенеке), логики (Ю. Липпс, К. Зигварт), эстетики (Г. Т. Фехнер, Г. Аллен, Л. Уитмер, Т. Липпс), лингвистики (Г. Штейнталь, Г. Пауль, К. Бургман), истории и литературоведения (И. А. Тэн) и других дисциплин стало научной модой. Психологизм — характерная черта «второго позитивизма» (махизма, эмпириокритицизма). Не избежала этого поветрия и социология.
Психология начала XIX в. была исключительно
психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов. В последней
трети XIX в. положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что
высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, что
здесь требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи,
не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес
к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В
результате слияния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно
называем психологическим направлением в социологии.
Подобно другим идейным течениям этого периода
психологическая социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта,
конституирующая ее как течение, — это стремление, не всегда осознанное, сводить
социальное к психологическому.
Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель (т.е. получение удовлетворения); объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив.
Личность состоит из трех основных компонентов: ид, эго и суперэго. Ид - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов. Будучи иррациональным и бессознательным, ид подчиняется принципу удовольствия. Инстанция эго следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет функцию нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Поскольку требования к эго со стороны ид, суперэго и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью защитных механизмов. Таким образом, нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.
Фрейд выделял два основных вида влечений, два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Фрейд также предположил, что либидо - энергия, присущая влечению к жизни - ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.
Также, согласно теории психоанализа, взаимоотношения и поведение людей складываются под значительным влиянием опыта ранних детских лет. Самые первые взаимоотношения, возникающие внутри семьи, являются определяющими характер последующих взаимоотношений и поведения ребенка в социуме. Отношения и проблемы, возникающие в подростковом периоде, в молодости и зрелости являются переработкой неразрешенных проблем детства.
Так, причинами формирования отклоняющегося поведения, согласно ортодоксальному психоанализу, могут быть: конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями, исходящими от эго и суперэго; дисбаланс во взаимодействии либидо и танатоса (чрезмерное подавление либидо); неадекватно сформированные механизмы защиты, а также негативный опыт ранних детских лет.
Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (А. Адлер)[8]В теории Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств формирует определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями, которые препятствуют психологическому росту личности, являются органическая неполноценность, избалованность или отверженность. Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Избалованные или «испорченные» дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Отверженность - третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребёнка. Нежеланный или отвергнутый ребёнок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти чувства. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих. Они могут, выросши, стать холодными и жестокими.
Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими.
А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства.
Подводя итоги анализа концепции А. Адлера, отметим еще раз, что основная движущая сила поведения - стремление к превосходству. Наличие комплекса неполноценности приводит к стремлению к личному превосходству, когда нарушается развитие социального интереса и поведение человека может стать неадекватным социальным устоям и нормам. Комплекс неполноценности развивается из чувства неполноценности в случае неспособности ребенка к компенсации. Адлер выделял три ситуации, способствующие развитию комплекса неполноценности: органическая неполноценность, избалованность, отверженность. А. Адлер считал, что человеческое поведение развивается и формируется в социальном окружении, определяется жизненными целями и сценариями личности, которые бессознательно выбираются в соответствии с ранними стадиями развития ребенка. На возникновение комплекса неполноценности и на формирование жизненных планов и сценариев, по Адлеру, влияют отношения с родителями, эмоциональный контакт с ними, степень эмоциональной поддержки или депривации, порядок рождения ребенка в семье. Следовательно, можно также говорить о том, что отсутствие или негативная окраска этих факторов предопределяют возникновение и развитие неадекватного, отклоняющегося поведения.
Глава 3 Сравнительный анализ девиантного поведения в антипозитивизме и психологической социологии
Антипозитивизм | Психологическая социология | |||
М. Вебер | Г. Зиммель | З. Фрейд | А. Адлер | |
Основная идея | Девиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, норма и социальные связи разрушаются или становятся противоречивыми. | Причиной девиации являются конфликты между индивидами или группами индивидов. | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх и т.д.) | Основная движущая сила поведения – стремление к превосходству, переходящее в девиантность. |
Проявление девиации | Девиантное поведение возникает независимо от личностных характеристик индивида, а от влияния на него конкретной ситуации. | Девиантное поведение проявляется в зависимости от индивидуальных характеристик индивида. | ||
Применение теории | Теории предназначены для изучения причин девиации в конкретном обществе, которое предполагает отклонение от заданных ему норм, прав и морали. | Теории предназначены для изучения причин девиантного поведения конкретной личности (в процессе психоанализа данного индивида). | ||
Недостатки | Причины девиации могут быть рассмотрены не в полном объеме, т.к. в некоторых случаях теории могут пересекаться (т.е. в одном случае можно рассматривать как антипозитивистскую, так и теорию психологической социологии). А так же нужно учитывать, что существуют и другие теории объяснения девиантного поведения. |