Теории девиации в проблеме социального сиротства
Проблема различного рода девиаций изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. философы изучали причины, побуждающие человека к той или иной активности.[45] Девиантное поведение со времени возникновения общества всегда представляло собой опасность для социальной стабильности, угрозу для жизни людей, социумов, считалось нежелательным явлением, и общество пыталось предупредить, по возможности блокировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности.
Прежде всего, необходимо отметить разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Существует три основных подхода для объяснения девиантного поведения:
1. Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.д. (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон)
2. Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер). Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение Id («ОНО») Super-Ego – системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.
3. Социологический подход (Г. Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства и т.д.
Таким образом, в первых двух подходах утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения социологического подхода девиантное поведение является следствием усвоения им негативного социального опыта.
В 60-е – 90-е гг. ХХ столетия в мировой социологии появилось множество трудов, посвященных проблемам девиантности и контроля над девиантными проявлениями (преступность, наркотизм, пьянство, коррупция, терроризм, проституция, девиантное материнство и отцовство и др.)[46]
Биологическая теория, предложенная Чезаре Ломброзо, имеет название «Теория врожденного преступника» - он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Эта теория носит биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили.
В зарубежной и отечественной литературе широко представлены теории девиантного поведения, и каждая из них заслуживает внимания. Одним из основоположников исследования девиантного поведения является Э. Дюркгейм. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в его теории аномии. Под «аномией» он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками.[47] То есть аномия в данной трактовке – социальная дезорганизация. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Главная мысль Э. Дюркгейма сводится к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Теория аномии, подчеркивает роль общественных беспорядков и дезориентации, происходящих, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общества. Хотя теория Эмиля Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.
Теория аномии была развита в работах других социологов. Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения.[48] Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов, должна стать реальностью.«Аномия» по Мертону - это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Социолог Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.
В ином ключе исследует проблему Т. Парсонс. По его мнению, возникновение девиаций связано с невыполнением ожиданий. Его исследования поведения подростков и молодежи в свете понятия аномии позволяют утверждать, что система норм и ценностей, принятых в обществе, либо не ясна для них, либо теряет значимость, поскольку на первый план выходят другие ценности – личный успех и его достижение.
Теория структурной напряженности характеризует сущность девиантного поведения как следствие разочарования личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх. У этой теории есть и слабые места, с ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и даже высших слоев общества, почему бывают растратчиками банкиры.
Теория стигматизации или «наклеивания ярлыков» (от греческого stigmo - клеймо) ее приверженцы Г. Беккер, Э. Лемерт утверждают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.[49] Когда поведение людей рассматривается как отступающее от норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакции общества. Таким образом, ярлыки – отрицательные оценки общества.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первоначальный акт правонарушения они называет первичным отклонением. Вторичное отклонение происходит, когда индивид принимает клеймо и воспринимает себя как преступник. Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли. Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Представители теории бихевиоризма (англ. behaviour - поведение) Б. Скиннер, Е. Торндайк, Дж. Уотсон и др. дают толкование поведения человека в плане схемы «стимул – реакция», рассматривая любой раздражитель как активный источник реакции организма. Они изучают социальное поведение человека как способ приспособления к социальной среде. Доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека. В основе этой теории лежит понимание поведения человека как совокупности реакций организма на воздействия внешней среды.[50]
Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, саморазрушением личности, конфликты, свойственные личности вызывают девиацию. Основным источником отклонений в поведении считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я».
Согласно теории дифференцированной ассоциации, которая была впервые сформулирована Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции (взаимодействии) с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение: а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения.[51] Теория Сазерленда говорит о том, что индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, девиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Теория описывает девиантное поведение, которое приобретается на основе не только подражания, но и научения, очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.
Рассмотрев подходы к трактовке девиантного поведения (биологический, психологический, социологический) стоит отметить, что абсолютно все теории несут в себе определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения.
Итак, мы постарались изложить основные теории девиантного поведения. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В каждой из выше перечисленных теорий рассматриваются те или иные причины (аспекты), которые рано или поздно могут привести каждого из нас (особенно подростков) к девиантному поведению.
В нашем исследовании мы склоняемся к теории аномии, в которой Эмиль Дюркгейм доказывает нам то, что, нормы и ценности разрушаются самими же людьми, отсутствие конкретных норм и ценностей способствуют девиантному поведению, в том числе и такому, когда родители отказываются от воспитания своих детей.