Теории добра и зла в социальной работе

Социальная работа, как профессия, больше других находится в границах действия морали. В своей работе профессиональному социальному работнику необходимо придерживаться добра и избегать в своих действиях проявления зла.

Социальный работник, как никто другой, в своей работе сталкивается с практическим проявлением этических и философских теорий понимания категорий «добра» и «зла». Не всегда существующие этические кодексы могут соответствовать практике социальной работы, ведь такие кодексы, во-первых содержат в себе общие, абстрактные понятия «добра» и «зла», а во-вторых, в некоторых случаях, сами этические кодексы содержат в себе явные этические дилеммы, руководствоваться которыми не представляется возможным.

В самом термине «Социальная работа» содержится намек на направленность этого явления. «Социальная» - то есть направленная на общество, работа. Работа с обществом, целью которой является снижение социальной напряженности. Социальная работа, таким образом, является средством, в данный момент бюрократизированного, прагматичного государства, по сдерживанию социального недовольства.

Таким образом, подвергается сомнению тезис о том, что социальная работа – это добро, ведь её так же можно отнести и к проявлениям зла. В понимании чем же является социальная работа следует обратиться к существующим теориям, а именно к тем из них, которые возможно применить к социальной работе.

Одной из теорий, которые мы можем рассмотреть, применительно к социальной работе является «Неофрейдизм». В соответствии с теорией неофрейдизма понятия «морали», «добра», «зла» являются лишь средством, которое обеспечивает относительно одинаковое, шаблонное реагирование отдельных личностей, средством поддержания стабильности социальной системы. Исходя, из этой теории мы можем заявить, что социальная работа служит лишь средством обеспечения стабильности общества, средством снятия социальной напряженности. И такие основополагающие критерии работы социального работника, как «добро» или «зло» являются лишь регуляторами стандартизированного поведения. И в данном контексте теория неофрейдизма сильно схожа с теорией прагматизма Дьюи: социальная работа лишь средство. В аспекте данной теории мы не можем заявить, что социальная работа является добром или злом, она лишь средство достижения определенных целей государства.

Однако, если рассматривать социальную работу через призму теории «благоговения перед жизнью», то социальная работа становится высшим проявлением добра, ведь она заботится о сохранении и процветании жизни человека, каким бы он ни был, поскольку социальная работа принимает своих клиентов такими, какие они есть, не взирая на их пол, национальность или вероисповедание.

Стоит также отметить, что при рассмотрении социальной работы через призму теории «благоговения перед жизнью», совсем не нужно отказываться от теории неофрейдизма. Парадоксально, но теория «благоговения перед жизнью» не отметает теорию неофрейдизма, а допускает её существование при рассмотрении явления социальной работы.

Рассматривая социальную работу через призму этических и философских воззрений необходимо также отметить религиозную, метафизическую теорию добра и зла. С точки зрения религиозных воззрений «социальная работа» является проявлением высшего добра – милосердия, сочувствия, дружественности, благожелательности. С этой точки зрения сама социальная работа является распространителем добра и добродетелей во всем мире.

Анализируя природу социальной работы в аспекте этических и философских теорий можно воспользоваться теориями эвдемонизма и прагматизма. Центральными понятиями этих теорий является счастье ( эвдемонизм ) и успех ( прагматизм ). В соответствии с задачами социальной работы, целью профессионального социального работника является достижение счастья или успеха своим клиентом в результате самой социальной работы.

И вновь, в рассмотрении данных теорий, «Социальная работа» является неким добром, ведь она теоретически способствует увеличению счастливых и успешных людей, или, по крайней мере, способствует решению проблем клиентов социальной работы и направляет их к пути достижения счастья и благополучия.

Таким образом, современные этические теории, изучающие понятия «добра» и «зла», в данном исследовании представлены теорией экзистенциализма, релятивисткой этикой, теорией «благоговения перед жизнью», этикой ненасилия, неофрейдизмом.

По мнению экзистенциалистов понимание таких категорий как «зло» или «добро» целиком зависит от личного замысла личности. Понимание категорий «добра» и «зла» для экзистенциалистов - это личный выбор каждого человека, его средство осознания и выбора собственной роли в обществе.

Теория этического релятивизма допускает существование разнообразных, одинаково ценных моральных суждений в том аспекте, что различие между добром и злом не заложено изначально в природе, а существует только во мнениях людей. Релятивистская этика заявляет, что моральные понятия и нормы имеют относительный и изменчивый характер.

Согласно этой этике»благоговения перед жизнью», главная ценность - жизнь в любых ее проявлениях, и если человек способствует процветанию жизни, то он поступает естественно - живет добром, однако, если же он уничтожает любую жизнь – он увеличивает зло в мире.

Суть теории ненасилия состоит в ненасильственной практике преодоления конфликтов и различных противоречий. Согласно этой теории «добром» является отказ от насилия, решение конфликтов путем отказа ответа злом на зло. «Злом» же считается насилие в любом его виде, физическом или моральном.

В соответствии с неофрейдизмом понятия «морали», «добра», «зла» являются лишь средством, которое обеспечивает относительно одинаковое, шаблонное реагирование отдельных личностей, средством поддержания стабильности социальной системы. Любые моральные нормы и понятия, являются успешной адаптацией к окружающей социальной среде.

Современные этические теории совершенно по-разному понимают и интерпретируют понятия «добра» и «зла». Однако во многих теориях прослеживаются такие общие параллели, как увеличение роли персонализации в понимании категорий «добра» и «зла», понимание относительности и крайней общности категорий «добра» и «зла», необходимость и дальше изучать проблему определения понятий «добра» и «зла». Вместе с тем, в каждой этической теории существует своя специфика, свой подход в понимании, интерпретации и использовании определений. понятий «добра» и «зла».

Анализируя природу социальной работы в аспекте этических и философских теорий можно сказать, что при признании некоторыми теориями того факта, что социальная работа, лишь средство снижения социальной напряженности, средство снижения недовольства в обществе, многими теориями признается тот факт, что и для отдельно взятого индивида и для общества в целом, явление «социальной работы» имеет позитивную характеристику, считается добром, или, по крайней мере, несущим благо.