Теории социального взаимодействия
Повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, где он связан с рынком рабочей силы, законодательной системой и системой общественных классов. Поэтому принципиально важно сосредоточить внимание на микроуровне.
Каждодневные занятия и взаимодействия с другими людьми определяют структуру и форму того, что мы делаем. Изучая их, мы можем узнать многое и о жизни человека как социального существа, и о самой социальной жизни. Анализ социального взаимодействия в повседневной жизни проливает свет на деятельность более крупных социальных систем и институтов. Фактически все крупномасштабные социальные системы рассчитаны на те модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни.
К основным теориям социального взаимодействия можно отнести следующие: теория обмена, символический интеракционизм, теорию управления впечатлениями, этнометодологию.
Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми, и это образует суть теории обмена Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.
По мнению Питера Блау, существуют четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Наиболее ценное средство вознаграждения - это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги.
По мнению Джорджа Хоманса, можно выделить четыре основных принципа поведения людей при взаимодействии:
1) принцип успеха;
2) принцип стимула;
3) принцип ценности;
4) принцип пресыщения.
Их можно сформулировать следующим образом:
1) чем чаще вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Сформулированный Хомансом закон дистрибутивной справедливости, высказывает предположение о причинах возникновения отрицательных и положительных эмоций. Когда действие не вызывает ожидаемого вознаграждения или, наоборот, вызывает неожиданное наказание, то действующий субъект с большей вероятностью испытает чувство гнева. Если действие человека получает ожидаемое одобрение, или еще лучше - большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, скорее всего, испытывает чувство удовольствия.
Один из основателей символического интеракционизма - Джордж Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий. Незначимый символ представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания, С точки зрения Мида, более важную роль играет значимый символ. В этом случае люди не реагируют автоматически на внешнее воздействие. Действие (жест) - значимо, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека или, по мнению Мида, "принять роль другого". Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Представители символического интеракционизма исходят из того, что социальные роли мужчин (юношей, мальчиков) и женщин (девушек, девочек) являются продуктами значимых символов.
Герберт Блумер считал, что символический интеракционизм базируется на следующих идеях:
1) люди действуют скорее на основе значений (смыслов), которые они придают предметам и событиям (символам), чем просто реагируют на внешние события или потребности организма;
2) значения (смыслы) не являются жестко зафиксированными, а создаются, развиваются и изменяются во взаимодействии;
3) значения (смыслы) - результат интерпретаций, полученных при "принятии роли другого".
Эрвин Гоффман отводил важную роль в социальном взаимодействии так называемому "управлению впечатлениями". Он считал, что очень часто люди сами создают ситуации или используют уже сложившиеся ситуации для того, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят впечатление на других людей. Эта концепция названа управлением впечатлениями или драматургическим подходом. Люди чрезвычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно.
Этнометодология, по мнению Гарольда Гарфинкеля - изучение "этнометодов" (народных или обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно В том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Слова, которые мы используем в обычном разговоре не всегда имеют точное значение, наши ответы на вопросы зависят от того, кто нас спрашивает, какого рода деятельностью мы занимаемся вместе и т.д.