Теории социальной стратификации
Теория стратификации Карла Маркса очень часто называется классовым подходом. Классы возникают и вступают в борьбу на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Для Маркса класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы) и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В индустриальном обществе один основной класс - владельцы собственности на средства производства (заводов, фабрик) - буржуазия, не платят другому классу - наемным рабочим, или пролетариату, полную стоимость их труда. Это вызвано рационально обоснованным стремлением получать прибыль, продавая продукт дороже, чем стоит его производство. Рабочие, таким образом, подвержены эксплуатации, и они все больше беднеют, и условия их работы и жизни становятся все больше однородными, и таким образом их связывают общий образ жизни и общие классовые интересы. Пролетариат начинает осознавать свое истинное положение как класса, а не просто группы индивидов, и у него формируется классовое сознание, и после этого пролетариат вовлекается в классовую борьбу с буржуазией для изменения своего экономического и политического положения. Маркс утверждал, что те, кто контролирует экономику через собственность на средства производства, также осуществляют политику государства. Другими словами, буржуазия является правящим классом, который, кстати, в отличие от пролетариата постоянно богатеет. И, таким образом, создается непримиримое противоречие, которое может быть разрешено только в обществе без эксплуатации.
В отличие от К. Маркса Макс Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки или страты. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по мнению Вебера, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся и разной классовой ситуации. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.
По мнению Питирима Сорокина, основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Наиболее подробно он проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина "флуктуации". Во всех обществах уровень благосостояния и дохода (критерии экономической стратификации) меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Сорокин считал, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения. Человечество, считает П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством.
С точки зрения функциональной теории: под стратификацией понимается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Важность позиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества. По мнению Кинглея Дэвиса и Уилберта Мура, каждое общество, независимо от того является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства. Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц.
Согласно Дэвису и Муру, функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Наиболее ценными позициями считаются те, для заполнения которых требуются:
а) уникальный (редкостный) природный талант
б) очень большая подготовка и обучение.
Поэтому, согласно функциональной теории - высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть человек. Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за принимаемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек. Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступенях пирамиды.
Согласно концепции Эрика Олина Райта, в современном производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами:
1) над инвестициями или финансовым капиталом;
2) над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами);
3) над рабочей силой и властью.
Это позволяет определить основные классы. Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых является неопределенной. Поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. Например, работники умственного труда, "белые воротнички", продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые рабочие. Но при этом они могут в большей степени контролировать условия своего труда, чем рабочие.