Теория коммуникации в контексте новых технологий, перспективы развития
В начале XXI века наблюдается рост интереса к теоретическому осмыслению проблем коммуникации — массовой и межличностной. Как и в конце XX века, в начале нынешнего теоретики коммуникационных процессов не только в России, но и в европейских странах и в США все более активно говорят и пишут о роли и власти средств массовой информации. Это становится общим местом в рассуждениях политиков о том, как влиятельны средства массовой информации, как они управляют миром, как они безответственны, как ими управляют и с их помощью манипулируют общественным мнением.
В XXI веке роль коммуникации охватывает все новые сферы жизни, а информационно-коммуникационное пространство расширяется, массовые модели сочетаются с межличностными, находя новые поля применения прежде всего на межличностном и персонально-индивидуальном уровне.
Научные центры, которые занимаются массовой коммуникацией, пытаются подводить итоги развития СМИ в XX веке и определять пути развития теории массовой коммуникации. Для нас это особенно интересно, поскольку в нашей стране эта дисциплина не сформировалась в полной степени, хотя она находится в поле зрения не только журналистов, но и психологов, философов, социологов, политологов. Всех занимает роль массовой коммуникации, но до сих пор мы не можем назвать российский стандартный учебник по коммуникации. Из трудов западных теоретиков выделяется "Теория коммуникации" Дениса МакУэйла, которая выдержала шесть изданий и принята в качестве учебника во многих университетах.
Исследования коммуникации расширили свою географию, они перестали быть англо-американской монополией. Сегодня книги и журналы по медийным и коммуникационным проблемам издаются во многих странах Европы, Азии, Америки. Важную роль в интернационализации исследований коммуникации играют международные организации — IAMCR (Международная ассоциация исследований массовой коммуникации) и ICA (Международная ассоциация коммуникаций). И, соответственно, в них представлены теории не только американские, но и канадские, британские и даже российские.
Особый интерес вызывает исследование трех авторов из Университета Иллинойса в Чикаго - Кевина Барнхерста, Майкла Вари и Игоря Родригеса, — посвященное визуальным коммуникациям. По их мнению, способствуют внедрению образного, зрительного начала в сферу коммуникации Интернет, мобильная телефония, не говоря уже о телевидении. Визуальная коммуникация превращается в важнейшую часть исследования коммуникации и становится самостоятельным участком, или, как говорят, самостоятельной дисциплиной. Интересно отметить, что авторы работают одновременно в отделении коммуникации, а также в отделении истории искусства.
Одним из факторов, способствующих медийной визуализации, стало резкое увеличение каналов коммуникации и дефицит содержания.
Особое место в системе коммуникаций занимают связи с общественностью. Обстоятельное исследование посвящено паблик рилейшнз, которые рассматриваются Карлом Ботаном и Морин Тейлор как новая прикладная коммуникационная дисциплина. Кроме того, авторами подготовлена специальная статья по теории и исследованию массовой коммуникации, где представлены своего рода каталогизация и классификация современных многочисленных и разнообразных теорий коммуникации.
В США согласно приведенным данным представлены 26 теорий коммуникаций. Авторы исследования — Дженнингс Брайант и Дарина Майрон из Института исследований коммуникаций и информации.
Роксанн Паррот из Университета Аризоны делает акцент на коммуникации, связанной со здоровьем. Интерес общества к проблемам сохранения здоровья человека стал настолько важным, что это считается сегодня важнейшей областью коммуникации и в большинстве американских университетов имеется специализация по этой сфере человеческих интересов.
Это связано с возросшими опасностями для здоровья: наркотики, СПИД и все прочие "прелести" современной цивилизации, заставляющие людей постоянно заботиться о здоровье, которое становится одним из острейших глобальных проблем существования человечества и поэтому оказывается в центре внимания в процессе современных коммуникаций.
Собранные все вместе эти исследования показывают изменяющуюся структуру коммуникационных процессов в современном мире.
Таким образом, в современной коммуникации происходят существенные сдвиги. В чем-то мы возвращаемся к традиционным основополагающим законам коммуникации — к коммуникации "уха" и "глаза". Возрастает роль визуальной коммуникации в восприятии мира на всех уровнях: бытовом, научно-теоретическом, политическом. Во всех видах коммуникации, на всех уровнях грамотности визуальный аспект очень важен. И этому способствуют новые технологии, прежде всего Интернет, который даже текст визуализирует: когда речь идет о гипертексте, визуальная сторона становится особенно существенной, да и научная информация, которую вы получаете из Интернета, связана с определенным визуальным оформлением. В сфере экономической и индустриальной проблема так называемой упаковки, или дизайна, становится чрезвычайно важной.
Определяя особенности коммуникационной визуальной сферы, авторы сосредоточивают свое внимание на четырех направлениях: это прежде всего искусство (имеется в виду изобразительное искусство), дизайн, который связан с искусством, фото и фильм. Эти четыре момента являются определяющими в сфере визуализации коммуникации. Все они имеют свои практические зоны. Искусство, прикладное искусство, дизайн действуют во всех сферах, а фото и фильм в сегодняшней системе коммуникаций тоже очень важны. Эти четыре направления определяют характер того, что называется новой коммуникационной дисциплиной — визуальной коммуникацией.
Культура "глаза" и восприятия мира через глаз становится сегодня особенно существенным факторам и важным аспектом теории и реальностей коммуникаций. В этом смысле, исследуя коммуникацию, мы соединяем текст с визуальными качествами, которые опираются на искусство, дизайн, фото и фильм. Объединяясь, сливаясь, все это переплетается в особую зрительную коммуникационную систему. Она сегодня настолько важна, что превращается в каком-то смысле в глобальный универсальный язык образов, где нет словесного текста, но уже появляются элементы общечеловеческой или глобальной визуальной культуры, начиная с того, как мы находим самые нужные для нас учреждения в самых разных странах и разных ситуациях по этим общечеловеческим визуальным сигналам, и кончая чтением материалов по Интернету, в компьютере, в сотовом телефоне.
Идет обновление и развитие коммуникаций, которое охватывает все стороны нашей жизни. Таким образом, происходит дифференциация теорий коммуникаций и самой коммуникационной сферы. И это очень важный аспект.
Особый интерес к теории коммуникации связан прежде всего с развитием конвергенции в сфере коммуникации. Она происходит в компьютере, в новом современном сотовом телефоне и в сфере общения, где все виды коммуникации очень важны. А о том, насколько важна визуальная коммуникация, можно судить даже по последним предвыборным кампаниям, где сигнальная роль цвета приобретает большое значение. Если, например, оранжевый или голубой галстук говорит больше, чем слова, о политической ориентации, вы можете даже не говорить, к какой партии вы принадлежите, — на это указывает цвет вашего галстука. Визуализация становится еще более многомерной. Раньше цвета радуги делились иначе: цвет надежды, печали, любви и т.д. Теперь появился технологический аспект, который усиливает эффект визуализации.
Сегодня в мире полтора миллиарда мобильных телефонов, они олицетворяют возвращение к коммуникации слуха, которая во вмонтированном в мобильный телефон фотоэлементе объединяется с коммуникацией глаза, создавая синкретическую зрительно-слуховую, визуально-звуковую коммуникацию.