Теория межличностного взаимодействия и их характеристика
Существует несколько теорий межличностного взаимодействия:
♦ теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);
♦ теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
♦ теория управления впечатлениями (Э. Гоффман);
♦ психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.
Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо)
A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.
Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).
B) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.
Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.
Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.
Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).
Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.
Теория символического интеракционизма (Мид)
A) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиями действиям других людей.
Б) Люди реализуют социальные ожидания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.
B) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей и групп, где этого человека ценят.
Теория аттракции.
А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.
Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий:
контакты часты;
очевидна физическая привлекательность;
один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу;
заметно сходство интересов, мнений;
есть общность происхождения;
для продолжения отношений важно взаимодополнение;
нам нравятся те, кому нравимся мы;
нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас;
есть сексуальное влечение.
Теория этнометодологии (Гарфинкель)
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями — это центр социального взаимодействия.
Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.
Психоаналитические теории
А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).
Теория драматургического подхода (Гофман)
А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.
Взаимодействие людей — это театральная пьеса.
Балансные теории (Хайдре, Ньюком)
A) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).
Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей — мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья».B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).
Трансакционная теория (Э. Берн)
A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.
B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.
Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.
Теория конфликтов (Парк, Рекс)
А) Движущая сила развития взаимодействия людей — это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование — конфликт — приспособление — ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).
Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Они характеризуются специфическими позициями.