Теория социального действия по Э. Дюркгейму
Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма.
Что же касается Дюркгейма, он был приверженцем того, что общество - доминирует над индивидом, он объявлял общество доминирующей социальной реальностью.
Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.
"При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно". [Цит. по Громову, 1996; с.123] Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика - оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на:
· факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции)
· морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: (численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т.д.)
Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
"Социальные факты следует рассматривать как вещи" выступает основным принципом методологии Дюркгейма, однако он говорит, что их лишь следует изучать, как вещи.
Эмиль Дюркгейм характеризовал он социальные факты двумя признаками, а именно:
· Они существуют вне индивида
· Они оказывают на него принудительное воздействие
Эмиль Дюркгейм внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Но, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. [Цит. по Гофману, 2000; с.87]
Ознакомившись с теорией Эмиля Дюркгейма, необходимо сделать такой же вывод, который был предложен в подглаве 2.3: имеет ли место быть креативность в теории Эмиля Дюркгейма?
При абсолютном различии с Веберовской теорией социального действия, все же можно сделать аналогичный вывод, что креативность в концепции Эмиля Дюркгейма также не может существовать. По мнению социолога, человек не может противиться обществу и устоям в этом обществе, когда как креативность это принципиально новые идеи, идеи, которые принимает социум, а не "нависает" над "творцом креативного" и не давит на него, делая "одним из многих", кто действует лишь по ситуации.