Технология уличной работы с молодежью
Социальная работа на улице имеет ряд своих особенностей, определяемых спецификой целевой группы и условиями самой работы: это работа с детьми и подростками, которые находятся в трудной ситуации, но не обращаются за помощью к взрослым, специалистам, эта работа на их территории, в ситуации, когда клиент в любой момент может уйти, отказаться от продолжения общения или контактов в принципе. Другими словами, эта работа, требующая от специалиста большого профессионального мастерства и человечности, способности понять ребенка, принять его таким, какой он есть и помочь ему в его трудностях.
Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт.
Социальный педагог или социальный работник становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.
Основное назначение уличной работы - выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.
Главными задачами уличной работы являются:
а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:
- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;
- осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей;
- оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;
- способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;
б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
в) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних «группы риска»;
г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.
При работе с уличными детьми социальные работники должны руководствоваться следующими принципами.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего.
Реабилитационное пространство для несовершеннолетних «группы риска» ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. В частности, задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех конфликтах взрослых граждан и несовершеннолетних социальный работник всегда встает на сторону несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.
Принцип добровольности.
Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон - социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя.
Этот принцип продиктован условиями работы в неформальных средах и приоритетами этой работы. Специалист часто встает перед дилеммой: либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, разрушающее его нравственные устои, и тем самым прервать отношения с ним и его группой; либо сохранить позицию наблюдателя и систему отношений с подростком и группой. Социальный педагог или социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
Принцип принятия ценностей другого человека.
В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы прежде всего стремлением выжить в сложных условиях, и его не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.
Принцип доверия.
Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитической обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
Принцип открытости.
Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними наизнанку. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось обманывать, и поэтому лучше промолчать.
Принцип единой команды.
Уличная работа - это командная работа. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и только тесное взаимодействие всех уличных работников позволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облегчает организацию больших мероприятий (спортивных, культурных и т.д.), которые служат знакомству и общению детей, снижая межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.
В области уличной работы, нужно обратить внимание на следующее:
- работа в парах «парень - девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой - сформировать доверие у ребенка;
- вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;
- территориальная принадлежность. Каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;
- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;
- поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть ПДН, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;
- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной зашиты, правоохранительными органами, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка, устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), определением в учреждения социальной защиты, открытием секонд-хендов для беспризорников и др.;
- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.
Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто бывают грубыми, а их действия - угрожающими. Есть опасность заражения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существенное - деньги, одежду, продукты или сигареты.
На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального работника может быть такой: он представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжительной, достаточно 10 - 15 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи, на что они с удовольствием откликаются. Прощаясь, нужно предупредить ребят, что теперь вы довольно часто в силу своих обязанностей будете у них появляться (можно указать примерные часы) и надеетесь на их помощь. При последующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к постороннему человеку, чтобы быть достаточно откровенными. Случается, что не вовремя заданный вопрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.