Типология личности и ее установок

Еще многие древние философы говорили о том, на что ориентированы люди, то есть об их установках, не уходя глубоко в историю, можно считать основоположником исследований «установок» Герберта Спенсера – термин «установка» появился именно в его книге «Первые принципы» 1862 г.

Изучением установок занимаются не только социологи, но и психологи, политологи, экономисты и т.д. также с изучением установок связанно множество имен, например, представитель Чикагской социологической школы, социолог Джордж Герберт Мид. Ключевая концепция Дж. Г. Мида заключается в том, что человек развивает свои установки путем принятия других установок (интернализация). Дж. Г. Мид считает, что именно «другие» являются решающим фактором в формировании наших установок. Возникает вопрос: «Кто эти другие?».

Огромная популярность радио и других средств массовой информации в тридцатые годы привела к росту эмпирических исследований этих средств, которые непосредственно влияли на формирование установок молодежи. Использование этих средств позволяет создать или изменить какие-либо установки, например политический деятель, который хочет организовать поддержку своей идеи или же рекламный агент, стремящийся заполучить клиентов для раскрутки своей марки. Еще одним примером влияния массовой коммуникации на установки общества является пропаганда, она обладает способностями не только утверждать новые, но и ломать старые установки общества.

Наиболее актуальным примером влияния СМИ на людей, стало объявление о конце света в декабре 2012 года, все телеканалы и радио – станции ежедневно, на протяжении нескольких месяцев, говорили о приближающемся конце света, что вызвало панику у большого количества человек. Остается вопрос: почему одна часть общества была введена в заблуждение, а другая – нет.

В 1941 году в Америке было проведено исследование, группам студентов было предложено несколько политических лозунгов, в первой группе автором лозунгов был назван известный политический деятель, а во второй группе – никому неизвестный автор. Выяснилось, что лозунг пользуется большим одобрением, если его автором является известный политический деятель.

Похожее исследование проводилось в 1952 году С. Эшем. Двум группам было предложено высказывание: «Я считаю, что маленький бунт время от времени – полезная вещь и необходим в политическом мире, как гроза в мире физическом». В первой группе автором высказывания назвали одного из первых президентов США, Т. Джефферсона, а во второй – В. И. Ленина.

В итоге, большая часть респондентов из первой группы согласились с утверждением, вероятно, они восприняли «маленький бунт» как нечто незначительное и не представляющее опасности. В то время как большая часть опрашиваемых во второй группе с высказыванием категорически не согласились, сравнив «маленький бунт» с революцией.

Напрашивается вывод: если источник СМИ или любой другой источник пользуется авторитетом и доверием, общество склонно воспринимать информацию из этого источника как достоверную, а если же этот источник не пользуется доверием, то информация обществом восприниматься не будет.

Таким образом, доверие к источнику и его престиж можно рассматривать как еще одну установку.

В английском языке понятию социальной установки соответствует понятие «аттитюда», которое ввели в научный обиход в 1918–1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецки.

Аттитюд – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.

По мнению У. Томаса и Ф. Знанецки исследование взаимоотношений личности общества должно основываться на анализе ценностей самого общества и отношения к ним индивидов.

Скорее всего, в исследовании, которое проводил С. Эш, респонденты пользовались такими разновидностями социальной установки, как стереотип и предрассудок.

Термин стереотип впервые ввел американский журналист У. Липпман в своей книге «Общественное мнение» в 1922 году. По Липпману стереотип можно определить как принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте. Также понятие стереотип включает в себя ограниченность, устарелость представлений человека о каком-либо объекте.

Предрассудок – это социальная установка, когда индивид воспринимает объекты в искаженном виде.

Стереотипы, предрассудки и другие социальные установки, безусловно, влияют на формирование жизненных ценностей личности, но для каждого человека существует своя собственная иерархия социальных установок, для одних индивидов высшей ценностью является создание семьи, для других – карьера, именно на этом базируются ценностные ориентации в жизни.

С помощью стереотипов люди упрощают деятельность своего мозга, то есть им не приходится заново продумывать, что обозначает то или иное действие или вещь – у них уже сложились определенные стереотипы.

Стереотипы с легкостью завоевывают место в мышлении современной молодежи.

Итак, предрассудки и стереотипы – это разновидности социальных установок, которые влияют на формирование ценностей и потребностей индивидов.

Существует тесная связь между ценностями и потребностями, ведь ценности формируются в зависимости от потребностей личности.

Человеческие потребности стали объектом изучения множества ученых, например А. Маслоу, который занимался анализом иерархии человеческих потребностей.

В своей теории А. Маслоу говорил о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности более низких уровней. Главной силой, мотивирующей человека на достижение каких-либо целей – является нижний уровень.

Уайтфилд переворачивает пирамиду Маслоу, помещая на самый высший уровень потребность в выходе за пределы своего Я, но не в смысле мистики и философской трансцендентальносте. Это вполне земная потребность, которую многие называют альтруизмом и которая так необходима в семейной жизни, ибо эта потребность характеризует состояние эмоциональной и моральной зрелости. Уайтфилд говорит, что самотрансценденция – это невозможность любви только к самому себе, это выход за пределы нарциссизма, это способность принять и любить других – такая же, как и способность принять и любить себя. Другими словами, здесь повторяется библейская заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Выделение потребностей (семьи) в качестве ведущего и видообразующего элемента (семейного) поведения обусловлено их центральным значением как движущей силы жизнедеятельности. Потребность в семье и детях как глубинная основа всех мотивов семейного поведения относится к 6 – му уровню высших социальных потребностей человека наряду с потребностями в смысле жизни и творчестве, ибо созидание новой человеческой личности для родителей оказывается подлинным творческим актом сугубо экзистенциального свойства. Для детей потребность в семье является основным источником смыслов и мотивов социального поведения, межличностного общения, чувств и настроений семейного альтруизма.

На 5-м уровне располагаются остальные социальные потребности в труде, образовании, в свободном времени и т.д. Потребности 1–5 уровней могут иметь сугубо семейные формы их удовлетворения, и потому сама семейно–домашняя специфика их реализации может становиться (в соответствии с теорией сдвига мотива на средство достижения цели) потребностью, точнее составной частью потребности, в семье.

Семейные ситуации, относящиеся к семье в целом, а не к отдельным ее представителям, многообразны и переменчивы, особенно предметные ситуации повседневного быта. В конкретных исследованиях обычно выделяются социально значимые ситуации, создаваемые в том числе семейной активностью, конечными результатами семейного поведения. Ситуации семейного образа жизни относятся к условиям жизни (включая жилье, микрорайон) и к условиям занятости членов семьи, а также к воздействию микросреды, в том числе кругов социального общения.