Подготовка машин для внесения удобрений
Агротехнические требования к вспашке
Вспашку старопахотных земель и первичную вспашку целинных земель проводят лемешными плугами с предплужником, перепашку пара и запашку навоза проводят без предплужника. В районах недостаточного увлажнения пашут без оборота пласта. Задернелые почвы обрабатывают с оборотом, но без рыхления пласта. На почвах, засоренных камнями, используют плуги с предохранителями.
Вспашку проводят в агротехнические сроки при достижении физической спелости почвы (для глинистой 50…65% наименьшей влагоемкости, суглинистой 40…70%) на глубину не менее 20 см, а на почвах с недостаточной толщиной пахотного слоя – на его полную глубину с постепенным углублением. В результате ежегодной вспашки плужная подошва уплотнятся, чтобы ее разрушить периодически изменяют глубину вспашки и используют чизельные плуги для рыхления.
Качество вспашки должно соответствовать установленным нормам. Коэффициент выравненности, характеризующий равномерность вспашки по глубине, должен быть не менее 95%. Отклонение среднего арифметического значения фактической глубины вспашки не должно превышать ±5% на ровных участках и ±10% на неровных. Отклонение фактической ширины захвата плуга допускается на ±10%.
При вспашке добиваются, растительные остатки и удобрения полностью заделаны, а гребни пластов имели одинаковую высоту. Не допускаются высокие свальные гребни, глубокие борозды и не пропаханные участки.
Проверка технического состояния плуга. Подготовка к работе
Плуг подготавливают к работе сначала на ровной площадке, а затем в поле. В процессе осмотра определяют техническое состояние рабочих органов, механизмов, колес, навески плуга, устраняют установленные неполадки, подготавливают навеску плуга и навесное устройство трактора к агрегатированию. Форму и размер лемехов проверяют по шаблону. Допустимое отклонение по длине лезвия до 15 мм, по ширине до 5 мм. Угол заточки должен составлять 40º. Толщина лезвия не должна превышать 1 мм. Лемех затачивают с верхней стороны до толщины лезвия 0,5…1 мм.
Рабочая поверхность отвала должна быть гладкой, чтобы снизить силу трения почвы и облегчить скольжение пластов. Полевые обрезы должны находиться в одной плоскости. Лемех и отвал крепят к стойке болтами с потайными головками, которые не должны выступать над поверхностью, утопание же допускается до 1 мм. Отвал должен плотно прилегать к лемеху по линии стыка и не выступать над поверхностью лемеха. Допускается местный зазор между ними не более 1 мм. Носки всех корпусов плуга должны располагаться на одной оси относительно линии соединения первого и последнего корпусов. Дисковый нож должен вращаться свободно, радиальное биение не более 3 мм, отклонение в стороны не более 6 мм, перемещение ступицы <2 мм
Регулирование плуга при работе в поле
Механизмом навески трактора устанавливают раму плуга параллельно поверхности поля. Продольный перекос рамы устраняют изменением длины центральной тяги навески трактора. Поперечный перекос рамы устраняют изменением длины правого раскоса, а иногда и обоих раскосов механизма навески трактора. Регулируя механизм опорного колеса корректируем глубину обработки. Расстояние между кромкой гусеницы и стенкой борозды должно быть 20–25 см.
Установка плуга для образования свальной борозды. Для первого круга (свала) плуг устанавливается с перекосом механизма навески трактора так, чтобы первый корпус вспахал на ½ глубины, а остальные – на полную. Для последующих проходов все корпуса должны пахать на заданную глубину, поэтому навеску трактора, раму плуга устанавливают горизонтально в продольной и поперечной плоскостях.
Пятка лемеха переднего корпуса должна касаться стенки борозды.
Возможные неисправности
Нарушение агротребований | Причины | Как устранить |
1. Передний корпус пашет глубже заднего (гребень после первого корпуса выше, чем после переднего) | Перекос плоскости плуга относительно поперечной оси вправо или перекос плоскости плуга относительно продольной оси в сторону трактора вперед, также могут быть две причины сразу. | В поперечной плоскости изменением длины правого раскоса (при необходимости левого), в продольной плоскости с помощью центральной тяги трактора. |
2. Между смежными проходами широкая борозда – «провал» | Увод плуга в сторону от предыдущего прохода. | Путем контроля за ходом плуга и контроля за расстояниями между проходами. |
3. Задний корпус пашет глубже, чем передний. | Не отрегулирована длина правого раскоса – перекос плуга в поперечной плоскости влево или не отрегулирована центральная тяга – в продольной плоскости плуг отклонен от трактора назад. | В поперечной плоскости – изменением длины правого раскоса, в продольной плоскости – с помощью центральной тяги. |