Трансформация института семьи и брака

Семья всегда являлась неотъемлемой частью общества. Еще с древних времен институт семьи претерпевал различные изменения и изначально вообще существовал абсолютно в другом виде.

В первобытном сообществе в силу табу существовало жесткое разделение мужчин от женщин практически во всех сферах деятельности. С самого рождения ребенок находится с матерью, после он переходит на воспитание к группе женщин или девочек – подростков. Подрастая, мальчик начинает воспитываться в мужской группе, а девочка остается в женской, при этом семьей ребенка считались не только его родители, а все члены общины.

По такому же принципу происходила социализация детей в крестьянских семьях в России: до 7 лет дети воспитывались матерями, затем мальчики переходили на воспитание отцов, которые прививали им знания и навыки и обучали их своей профессии. Девочки же оставались под присмотром матерей.

Следующий этап изменения семьи – возникновение парной семьи. В такой семье муж матери принадлежал другому роду, функции отца семейства доставались брату матери – дяде.

Семья эволюционировала до патриархальной, где жена полностью зависит от мужа, а дети зависят от родителей. В этот период рождение в семье мальчиков было более предпочтительным, чем девочек, дети и жены полностью зависели от отца семейства, вплоть до того, что он мог продать в рабство своих детей в случае экономических затруднений. Семья являлась чем-то вроде трудового коллектива – дети были нужны не только для продолжения рода, но и как рабочие руки, ведь с раннего возраста они участвовали в семейном производстве.

Семья так же выполняла образовательную функцию – передавала знания и навыки подрастающему поколению.

В то время еще не было пособий по старости, поэтому престарелые родители оставались на попечении своих детей и внуков, тем, у кого не было родственников, скорее всего, приходилось попрошайничать.

Рождение детей вне брака осуждалось общественным мнением, а рождение в браке – напротив, считалось неоспоримой нормой. Супружеские пары, которые не имели детей по каким-либо причинам также осуждались общественным мнением.

Можно сделать вывод, что семья того времени была заинтересована в многодетности, безусловно, существовал еще один фактор, влияющий на то, что семья должна быть многодетной – это высокая детская смертность.

Если раньше брак был некой экономической сделкой, то в период Новейшего времени вступать в брак стало можно по любви, ребенок все еще находился в полной зависимости от своих родителей.

Если говорить о русской патриархальной семье, то она обычно состояла из 3–4 поколений родственников, работников и пр.

Россия до революции считалась страной с высокой рождаемостью, брак и рождение детей – святое дело, добровольное не вступление в брак в зрелом возрасте – безнравственно и осуждалось общественным мнением. Многодетность была традиционной, семья основывалась на отношениях – супружества, родительства, родства.

Но в постреволюционное время в России стала преобладать абсолютно другая ценностная ориентация на семью – супружество, браки стали заключаться по любви, дети же стали не целью брачного союза, а лишь дополнением к нему.

Советский период, после революции 1917 года, можно характеризовать развалом жизненных ценностей общества того времени. Происходит смена обычаев, норм поведения, моды.

Уже в декабре 1917 года были приняты новые законы о семье и браке, например развод можно было получить свободно и по желанию лишь одного из супругов. Теперь обучение в школах мальчиков и девочек стало совместным.

Семья, как социальный институт, претерпела значительные изменения. Примерно в 20- е гг 20 века в России А. М. Коллонтай публикует письмо к трудящейся молодежи «Дорогу крылатому Эросу!», в котором она пропагандирует полную сексуальную свободу женщин, равенство полов, свободу от воспитания рожденных детей. Итак, уже в 1917 году у Православной церкви отняли полномочия регистрации рождений и браков, ввели понятие гражданский брак и только такой брак имел юридическую силу. В Конституции 1918 года, были прописаны равные права женщин и мужчин, теперь женщины могут: устраиваться на работу, получать заработную плату, голосовать, получать высшее образование.

Западное влияние на сферу семьи и семейных отношений все больше усиливалось: регистрация брака стала необязательной, появился так называемый «фактический брак» – сожительство, резко возросло количество разводов, аборты не считались аморальным поступком, единственное, что они должны были в медицинских учреждениях врачами – брак стал считаться чем-то вроде пережитка прошлого.

Женская эмансипация, ослабление роли церкви, снижение потребности в детях, позднее вступление в брак или же добровольный отказ от вступления в брак – все это привело к институциональному кризису семьи.

В большой степени, воспитательные функции семья перекладывает на образовательные учреждения, забота над пожилыми людьми ложится на систему социального обеспечения, происходит переход от многодетной семьи к малодетной (одно – двухдетной) – это необратимо и быстрыми шагами ведет к депопуляции.

Уровень смертности в нашей стране превышает уровень рождаемости, устоялась модель семьи с один или максимум двумя детьми.

Историческая трансформация семьи как социального института происходит по меньшей мере в четырех направлениях:

1. Рождаемость (число рожденных детей);

2. Отношение к вступлению в брак;

3. Отношение к расторжению брака;

4. Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения.

Невозможно определить, какое из этих направлений является более или менее важным в общем процессе трансформации семьи. Все они взаимосвязаны, влияют друг на друга и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Этапы трансформации семьи:

1 этап

Многодетная семья (5 и более детей), осуждение абортов, брак из экономических соображений, осуждение безбрачия, невозможность разводов, расширенная разветвленная семья

2 этап

Среднедетность (3–4 ребенка), осуждение безбрачия, развод допустим по объективными причинам, расширенная одноветвевая семья

3 этап

Малодетность (1–2 ребенка), осуждение безбрачия, развод допустим, нуклеаризация семьи

4 этап

добровольная бездетность, вступление в брак или безбрачие – личное дело каждого, развод по требованию одного из супругов, даже необъективному, полная нуклеаризация

Огромное влияние на трансформацию института семьи оказал Запад. Именно влияние Запада повлияло на распространение добровольной бездетности в России. Главным оправданием добровольной бездетности, с точки зрения модернистской парадигмы, является демократизация в выборе демографического поведения.

Еще одним фактором, влияющим на выбор в пользу добровольной бездетности, является экономическое положение в обществе – при устройстве на работу молодой женщине сразу дают понять, что если она хочет добиться карьерного роста и хорошего заработка, то с рождением детей ей стоит повременить на неопределенный срок. В итоге некоторые женщины настолько увлекаются продвижением вверх по карьерной лестнице, что наступает такой момент, когда они не могут иметь детей уже по медицинским показаниям.

Многие семейные пары откладывают рождение детей до покупки своей собственной квартиры, а этот процесс может затянуться на неопределенный срок.

Согласно разработкам экспертов ООН от 1 февраля 1998 г., по среднему прогнозу Россия будет на первом месте по убыли населения: её население сократится к 2050 г. на 26 млн. чел. Однако на практике пока реализуется более пессимистический прогноз, по которому к 2050 г. население сократится на 50–55 млн. чел. (т.е. до 90–95 млн. чел.), а к 2075 году составит 50 – 55 млн. человек.

В связи с этими прогнозами, надо напомнить о том, что существует обратная зависимость рождаемости и благосостояния, при росте или падении одного происходит повышение или упадок второго.

Появилась такая тенденция, что молодежь не хочет обременять себя проблемами и сложностями, а ориентируется только на получение удовольствий, пытается уйти от родительства и найти легкий путь к богатству. То есть «красивая жизнь» для подростков гораздо более привлекательна, чем создание семьи и рождение детей.

Молодые люди абсолютно спокойно относятся к незарегистрированным бракам.

В современной России деятельность по повышению ценности семьи сталкивается с трудностями, сформировавшимися в советский период – разрушение традиционной семьи, коллективизация села, партия и государство стояли у человека на первом месте наперекор семье. Женщины встали на одну ступень с мужчинами – стали завоевывать экономический рынок, конкурировать с мужчинами в работе, эта система поведения перешла и на семью – семья перестала быть патриархальной, муж и жена стали бороться за лидерскую позицию. Семейные функции по воспитанию и социализации детей перешли к детским садам и школам. Забота о пожилых членах семьи перешла к социальным службам.