Требования к современному социальному работнику

Современный социальный работник - это специалист в области социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности людей, должен быть способным и готовым прийти им на помощь, предоставлять ее квалифицированно, доброжелательно и терпеливо.

Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:

- Знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни, традиции, отечественный и зарубежный опыт, современные задачи, методы организации социальной защиты населения;

- Иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа, диагностики условий и уровня жизнедеятельности различных социальных категорий и групп населения;

- Уметь проводить социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в своей работе, а также при урегулировании социальных конфликтов;

- Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическим талантом, быть коммуникабельным, общительным, сочувственным, готовым к самопожертвованию;

- Иметь необходимое методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным, милосердным, выдержанным, скромным и т.п.;

- Быть готовым оказывать квалифицированную юридическую помощь в защите прав клиентов.

В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.

Теоретические положения об общественном назначении, сущность социальной работы, нормативные требования к ней, анализ реальной практики специалистов свидетельствуют, что надлежащая компетентность социального работника предусматривает следующие умения:

1) выявлять и оценивать ситуацию при необходимости начать, усилить, восстановить, защитить или довести до логического завершения отношения между людьми, с социальными институтами;

2) оценивать проблему, поставленную цель и способы ее достижения; уметь разработать план действий, направленных на восстановление или развитие жизненных ресурсов и благополучия человека;

3) стимулировать индивида к решению проблем, избежать стрессов, личностного развития;

4) быть посредником между клиентами и организациями, структурами, которые обеспечивают людей ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно вмешиваться в процесс решения проблем и уязвимых групп населения;

6) содействовать эффективному и гуманному функционированию систем, организаций, которые обеспечивают людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) принимать активное участие в создании новых систем услуг, ресурсов и возможностей, учитывая запросы потребителей услуг; стремиться нейтрализовать действия организаций, которые создают препятствия для потребителей услуг;

8) оценивать степень вмешательства и достигнутых изменений;

9) постоянно оценивать свой профессиональный уровень и развитие, поведение и приобретенные навыки;

10) содействовать совершенствованию услуг, развивая профессиональные знания, поддерживая стандарты и этические нормы профессии.

Профессиональное становление специалиста по социальной работе является многогранным и непрерывным процессом. Его развитию способствуют глубокому пониманию особенностей выбранной профессии, ее значимости для общества, осознанный профессиональный выбор и системная работа над собой.

Самодвижение личности к вершинам профессионального мастерства охватывает следующие стадии:

а) оптацию (желание, избрание) - формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности;

б) профессиональную подготовку - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных проблем;

в) профессиональную адаптацию - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

г) профессионализацию - формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально важных качеств, умений в значимые образования;

д) профессиональное мастерство - полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

В формировании, самоформирования личности социального работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.

Основательное овладение профессиональными знаниями и навыками предусматривает: создание условий для свободной реализации разума и чувств будущих социальных специалистов, что является основой освоения принципов гуманизма и способов проявления человечности; творческую направленность учебного процесса, подготовку студентов к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек - человек», успешной адаптации в ней, создание условий, при которых каждая учебная группа была бы своеобразной лабораторией развития навыков общения, взаимодействия, эффективной коммуникации.

Не менее важна ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что является основой формирования его индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной профессии, выработка умения реалистично оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, навыков работы над собой.

Начальной стадией профессионального воспитания социальных работников является профориентация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора молодым человеком своей будущей профессии в соответствии с индивидуальных склонностей, предпочтений, способностей и общественной потребности. Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации.

Основой всестороннего и эффективного профессионального воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:

а) принципы творческого саморазвития. Предполагается сочетание логического и эвристического (поискового, творческого), рационального и эмоционального, осуществление саморазвития через непрерывное самосовершенствование, распространение собственного опыта, собственных знаний с одновременным заимствованием опыта коллег;

б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств, опора на сильные качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих успехов и причин неудач;

в) принцип соблюдения приоритетов практики. Суть его заключается в признании необходимости изучения теории с пониманием того, что критерием истины является практика. Практическая реализация идей, изучение теории происходит не только с целью осознания, но и для использования ее обобщений на практике;

г) принципы сотворчества преподавателя и студента

Творческая личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов во взаимодействии с ними, решении общих задач и т.п.

Распространены случаи, когда социальными работниками становятся люди, которые не имеют соответствующей профессиональной подготовки.

Например, бывшие клиенты, их родственники или люди, которые самостоятельно преодолели свои проблемы и стараются помочь другим. Они имеют жизненный опыт, который ценят клиенты, однако таким социальным работникам приходится осваивать базовые профессиональные навыки, развивать в себе необходимые качества. Для них в социальных службах организуют специальное обучение, призванное содействовать новичкам в приобретении целостного представления о задачах, функциях и правилах поведения социальных работников, что позволяет интегрировать знания, навыки, профессиональные и личные ценности, влияет на профессиональное развитие.

Такого подхода придерживается Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ, в центральном и региональных ячейках которой работают консультантами немало тех, кто имеет статус ВИЧ-положительного. Иногда социальный работник, даже должным профессионально подготовленный, с определенным опытом, может оказаться в проблематичном положении.

Часто это является следствием переоценки собственных субъективных представлений и установок относительно потребностей клиента, его ресурсов и возможностей развития («Я лучше знаю, что именно нужно клиенту»). Тогда он рекомендует клиенту не то, что нужно, а то, что считает правильным, полезным для него. Это свидетельствует о непрофессионализме. Поэтому важно всегда иметь в виду, что любое суждение о клиенте, восприятие его слов является лишь предвидением. Нередко высказывания клиента вызывают специалиста личные ассоциации, эмоции, которые мешают адекватному восприятию их содержания. Часто клиент скрывает собственные эмоции, опасаясь поссориться с социальным работником. В связи с этим следует помнить, что высказанные потребности клиента могут не соответствовать тому, что он действительно чувствует, переживает, что нужно.

Например, работник социальной службы для одиноких людей с функциональными ограничениями несколько лет подряд обслуживал клиента, который на первых порах все время выражал признательность социальной службе, потом перестал это делать и воспринимал услуги как должное, не выражая никаких нареканий. Но потом начал выдвигать различные конкретные жалобы относительно состояния здоровья и просьбы об увеличении объема социальных услуг. Как выяснилось, изменение поведения клиента не была связана с ухудшением его физического состояния, реальной потребностью в новых услугах, а основывалась на неудовлетворенной потребности в общении. Поэтому социальный работник должен четко различать, что нужно клиенту, выбирать правильный вид помощи: предоставить информацию или совет, найти ресурсы, поддержать эмоционально подобное.

Деятельность социальных работников реализуется в географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и духовном контекстах, на которые обязательно должны учитывать настоящие профессионалы. Географический контекст определяет границы социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст характеризует общественный строй, политический режим, форма правления, обуславливающих формирование внутренней социально-экономической политики, в т.ч. основы социальной практики и практической деятельности социальных работников. От социально-экономического контекста зависит доступность для людей необходимых жизненных средств, а также условия получения образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и защиты, уровень развития социальных услуг и социальной поддержки. Культурный и духовный контексты требуют от социального работника уважения к религиозным, культурным, духовным традициям личностей, семей, общин и наций, учет социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, идеалов людей, с которыми им приходится общаться.

Профессионализм как высокий стандарт целенаправленной деятельности социального работника выражается прежде всего в ее стабильности и результативности, в эффективном индивидуальном стиле. Характеризуется он объективными и субъективными показателями.

Объективные показатели профессионализма социального работника определяются его соответствием профессии, личным вкладом в социальную практику, способностью профессионально решать проблемы клиента, оказывать помощь различным группам населения. Важным объективным критерием является также уровень профессиональных знаний и умений, которые: способствуют эффективному посредничеству между клиентом и государственными структурами, успешному функционированию в ролях организатора, координатора, технолога социальной защиты клиента; обеспечивают его влияние на социальную политику в регионе, обществе, умение анализировать процессы в социальной сфере, свою деятельность и прогнозировать их развитие в ближайшей и отдаленной перспективах.

Субъективные показатели профессионализма социального работника оговариваются его личностными качествами, которые зависят от особенностей течения основных психических процессов, сформированности коммуникативных навыков, умение действовать в сложных и неординарных профессиональных и психологических ситуациях.

Эффективность деятельности социального работника оценивается по следующим критериям:

- Анализ проблем клиентов и результатов их решения;

- Динамика привлечения клиента к различным видам социальной деятельности;

- Результаты включения взрослого населения в деятельность, направленную на улучшение социальных условий;

- Особенности социально-психологического климата в социуме;

- Уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

В анализе профессионального уровня социального работника пользуются также процессуальными (использование методов, приемов, технологий), нормативно-этическими (усвоение и соблюдение в своей работе норм, стандартов, принципов, эталонов профессии) показателям. Не менее важны при этом его отношение к профессиональному обучению (стремление к обучению, повышение уровня квалификации, готовность изучать профессиональные теоретические и методические аспекты, обмениваться опытом с коллегами), инновационная настроенность (ориентация на новаторство, поиск индивидуального стиля, творческое использование различных методов и приемов соответствии с требованиями времени и конкретной ситуации).