Туризм как показатель социального статуса

Что в наше время нужно человеку кроме как денег? Наверное, возможность самоутверждения, признания. В данной главе мы рассмотрим, как туризм может построить личную идентичность, т.е. как путешествия могут оформить социальный статус человека.

Начиная с 1970-х годов, по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными, работа как основной социальный признак стала уступать место досугу. На смену «профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие «жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получения доходов – безличному и отчужденному, а большинство жизненных ценностей («спонтанность», «интимность», «творчество») оказались сосредоточенными вне ее – в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска).

Вот что пишет британский социолог Джон Урри в книге «Взгляд туриста: отдых и путешествия в современных обществах»: «Путешествия сегодня занимают 40 % свободного времени. Если люди не путешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаками статуса. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы». Поскольку ценности этого сравнения имеют тенденцию становиться ценностями всего общества, проведение отпуска вдали от дома уже является не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению. Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим жестко разработанным сценарием, за отступление от которого турист подвергнется критике со стороны своих собратьев. Если американец отправляется в Европу, он «должен увидеть» Париж, а в Париже Эйфелеву башню и Лувр, а в Лувре – Венеру Милосскую и Мону Лизу.

Подобная обязательность распространяется не только на приятный, но и на «отрицательный» туристический опыт. Если житель Среднего Запада приезжает на Юг узреть «диких индейцев», он расстраивается, когда выясняет, что продемонстрированные ему в качестве «диких» индейцы в свободное время от работы «индейцами» ходят в европейской одежде и смотрят по спутниковому телевидению новости CNN.

Однако, несмотря на частые разочарования нынешний турист продолжает стремиться к неизведанным красотам природы и культуры.

Граждане России получили возможность путешествовать не так уж давно. Советский опыт таких поездок за границу был связан с унижением, слежкой и попыткой государства формировать впечатления путешественников. Совершать путешествия – одно из основных видимых завоеваний «перестройки» - для большинства обывателей гораздо более существенное, чем двусмысленная свобода слова и мало кому понятная многопартийность. В условиях скудной обеспеченности жильем и не устоявшейся профессиональной «табели о рангах» отпуск за границей стал определяющим классификационным признаком формирующегося в России среднего класса.

Но для того чтобы сформировать статус мало самого факта путешествия, необходимо как-то транслировать окружающим собственные впечатления. Этим целям служат привезенные из поездки сувениры, фотографии и любительские видеофильмы. Складывающиеся на наших глазах виртуальные сообщества путешественников – это своеобразный светский салон, где обсуждается «мода сезона», оттачиваются нормы поведения нового российского среднего класса, принимаются коллективные решения о том, что соответствует, а что не соответствует этим нормам, и кого, следовательно, можно включить в число «своих».

В Интернет многие участники стремятся не только поделится своими впечатлениями, но и продемонстрировать свое превосходство над окружающими. Автор одного рассказа, описывая поездку в Турцию, долго оправдывался за столь «простонародный» выбор направления: «В некоторых кругах отдыхать в таких странах, как Турция, Египет или Тунис, считается неприличным…». Читателей задел откровенный снобизм рассказчиков. Участники форумов очень часто критикуют авторов рассказов за это, усматривая снобизм, в том числе и в завышенных требованиях к сервису: «К сожалению, у выходцев из бывшего СССР очень много снобизма и высокомерия – мол, подай-ка на за наши деньги всё…» «Это снобизм? А если я целый год трудился на шахте, чтобы отдохнуть по-человечески в 5-звездочном отеле, а меня запихивают в 2 звезды, в номер с видом на помойку?»

Отношение к отдыху у автора последней реплики типичное для большинства россиян. Китайский социолог Ванг описывает похожий феномен пикового потребления, когда скромный, экономный и во многом себе отказывающий человек на отдыхе стремится стать «королем на час», сорит деньгами и пускает «пыль в глаза» окружающим. И капризы, завышенные требования и претензии к сервису являются неотъемлемой частью этой поведенческой модели.

Объяснение данного феномена – в желании недельку пожить не так, как дома, а другой жизнью – в роскоши с предупредительными слугами и горничными, которых необходимо «распекать»[9].

Делаем вывод: человек едет в путешествие с целью доказать себе и другим, что он стоит этого, что у него есть возможность позволить себе это путешествие. В путешествии человек самоутверждается благодаря усердным слугам и «бедным» горничным. У себя на родине им руководят, командуют, может быть и унижают, даже кричат – а здесь, в другом месте он входит в эту роль главаря и руководителя. Такой человек неосознанно поступает так: «Как меня мучили на работе – так и я буду мучать». Ну и последний момент в признании себя – это фотографии, сувениры из далекой страны. Материальный факт пребывания «замученного рабочего» в дивной стране.

Итак, туризм можно назвать одной из категорий формирующей представление индивида о себе и представление общества о нем. Путешествуя, человек реализуется как личность и доказывает это всем остальным.