Узбекская модель развития

Основные принципы узбекской модели разработаны И. Каримовым в первые годы государственной независимости. Они отражают стратегический путь реформирования всех сторон жизни нашего общества и построения свободного, справедливого, демократического государства, основанного на рыночной, социально ориентированной экономике.

Для достижения этих целей необходимы идея и идеология национальной независимости, которые содействуют реализации узбекской модели развития.

Модель развития, это – переход определенного государства от одного общественного строя к другому или путь развития, избранный в области реформирования отживших свой век видов общественных отношений на основе требований современной эпохи и ее перспектив.

Избранный Узбекистаном путь развития может являться примером модели прогресса, обеспечивающего переход от одного строя к другому. В мире накоплен определенный опыт в этой области. Например, путь японцев, избранный ими после Второй мировой войны, может тоже считаться примером модели реформирования господствовавших в стране отношений (при сохранении монархии).

Специфический и приемлемый путь Узбекистана от бывшего административно-командного строя к свободному, демократическому, основанному на рыночных экономических отношениях является путем, признанным в мире как узбекская модель развития.

Его основное содержание – перестройка общества не революционным путем, а его реформирование поэтапно, эволюционно.

Узбекская модель развития имеет свои теоретические и практические аспекты. В качестве теории, т.е. учения она определяет принципы развития нашей страны, исходя из естественных ресурсов, сознательности населения, потенциала знания и созидательных навыков.

А в качестве программы практической деятельности, эта модель рекомендует пути создания и укрепления юридических основ реформ и проведения конкретной экономической политики в условиях современной цивилизации. Практический его аспект имеет в виду реализацию Конституции, законов, указов, постановлений, государственных программ, отражающих собой управленческие, организационные меры. Здесь же и реализация политики инвестиций, налоговой и финансово-кредитной политики.

Из чего состоит узбекская модель и какие ее основные, приоритетные свойства?

Добившись независимости, Узбекистан должен был разработать принципы своего экономического и социального прогресса, модель восстановления национального самосознания. Вместе с этим требовались обогащение национальных ценностей, национальной самобытности и гордости народа, воспитания кадров, по-новому мыслящих, новаторски действующих.

Модели прогресса таких стран как Япония, Германия, Швеция, Южная Корея, Франция, Китай, в основном были экономическими моделями. Они не имели в виду коренного обновления политической, социальной и культурной жизни народа. Ни в одной из этих государств не были актуальными в период реформ такие вопросы как национальная государственность, культурное наследие, восстановление родного языка (только в Южной Корее государственное строительство имело важное значение).

А узбекская модель направлена на реформирование всех сфер нашего общества. При составлении данной модели учтен опыт перехода разных стран к рыночным отношениям, исторические испытания и уроки, специальный образ жизни нашего народа и мышление без исключения все.

В основе узбекской модели лежат следующие глубоко научно обоснованные пять принципов:

Первый принцип: Верховенство экономики над политикой. Экономические реформы никогда не должны оставаться позади политики, их нельзя подчинять ни одной идеологии. Внутренние и внешние экономические отношения должны быть вне идеологии.

Приоритет экономики над политикой и существование ее вне жесткого влияния идеологии является одним из основных принципов узбекской модели. Это отражает не только содержание, осуществляемой в нашей стране экономической политики; а показывает также открытость экономической жизни страны всему новому, передовому опыту и разумным инициативам.

Второй принцип: государство – главный реформатор. Оно должно определять приоритетные направления реформ; разрабатывать политику обновления и перемен и последовательно реализовать их. В процессе освобождения от пережитков тоталитаризма не может сразу возникать зрелый, развитый механизм государственной власти. По этой причине необходимо вести политику, направленную на ликвидацию диктаторского администрирования, особенно по отношению к экономике. Преодолевая различные противоречия и сопротивления, необходимо вести политику, свойственную переходному периоду.

В условиях переходного периода нельзя экономические реформы оставлять на произвол судьбы. Научно обосновывая этот принцип узбекской модели И. Каримов отметил: «В переходный период государство призвано поддерживать жизнеспособность народного хозяйства, особенно базовых, структуроопределяющих отраслей, оказывать им помощь как путем регулирования цен, льготного налогообложения и кредитования, так и прямым дотированием».[12]

Эти слова обосновывают мысль о том, что государство является главным реформатором. Одновременно это означает, что государство не ограничивает конституционную деятельность различных социальных групп, негосударственных организаций, коммерческих и некоммерческих структур, отдельных личностей, выступающих с реформаторскими инициативами. Наоборот, оно оказывает им практическую помощь.

Третий принцип: Верховенство законов во всех сферах жизни общества. Этот принцип имеет в виду Конституцию и законы, принятые демократическим путем. Все без исключения должны уважать и неуклонно руководствоваться ими. Это нашло свое отражение в следующем:

Во-первых, этот принцип обеспечивает развитие различных видов собственности на правовой основе. Отношения между собственниками, упорядочиваются с помощью правовых мер. Не допускаются самовольство и меры экономического насилия.

Во-вторых, в обществе поступательно развиваются демократические процессы. Повышается политическая и правовая культура населения. Возникают правовые гарантии для плюрализма мнений. Права человека обеспечиваются. Будет положен конец незаконным привилегиям или, наоборот, унижениям.

В-третьих, потребности определенных личностей, всех социальных групп и прослоек полнее принимаются на учет. Проявляются их созидательные возможности, творческие способности. Место и значение общественных организаций в решении задач повышаются из года в год. Формируются основы гражданского общества. Итак, принцип верховенства закона служит в Узбекистане общественному прогрессу, обновлению общества, возвышению человеческой личности.

Данный принцип узбекской модели органически связан с предыдущим. Ибо государство как главный реформатор, будет основным гарантом социальной стабильности, законности и правопорядка. Верховенство закона в жизни общества не может сразу в полной мере утвердиться. Это есть процесс, требующий длительного времени, развивающийся поэтапно, но постоянно. Важное значение будут иметь следующие три фактора, являющиеся взаимосвязанными:

- появление совокупности и постоянное совершенствование законов, охватывающих все сферы общественной жизни; законов, изменяющихся при необходимости;

- высокая правовая грамотность и строгое подчинение законам всех членов общества;

- создание необходимых экономических условий применения в жизни существующих законов и создание политического и административного механизма их реализации.

Четвертый принцип: проведение сильной социальной политики с учетом демографического состава населения. Приэтом имеется в виду использование мер и проведение мероприятий в условиях рыночных отношений, по социальной защите населения, особенно малообеспеченных семей, детей и стариков.

Составной частью сильной социальной политики много являются система социального обеспечения, создание новых мест работы, здравоохранение, народное образование, физическая культура и спорт, обеспечение всего отмеченного финансовыми и материально-техническими средствами. Актуальны вопросы борьбы с преступностью, обеспечения спокойствия и стабильности в быту, в повседневной жизни.

Проведение сильной социальной политики и социальная защита различных слоев населения – это принципиально важно для поддержания гуманистической сущности узбекской модели развития.

Пятый принцип: Переход к рыночной экономике на эволюционной основе, обдуманно и поэтапно. Этот процесс имеет в виду создание правовых основ и гарантий реформ, социальную защиту населения и одновременное формирование у населения нового экономического мышления.

Переход к рыночной экономике – это длительный по времени процесс, связанный не только с созданием новых структур производства, но новых обеспечивающих правовых механизмов.

В Узбекистане избран такой путь, что дает возможность эффективного использования средств, повышать мобилизованность людей, предупреждать экономические преступления, развивать формы собственности.

Вышеперечисленные пять принципов определяют внутреннюю жизнь страны. Внешняя политика, международный престиж Узбекистана сопряжены с этими принципами.

Аспекты узбекской модели развития ярко проявляются во внешних экономических, политических связях, в сообществе стран мира. Ввиду того, что идеология национальной независимости направлена на повышение международного престижа Узбекистана, эти принципы имеют очень важное значение.

Узбекская модель развития, опираясь на традиции национальной государственности и экономики нашего народа, на его своеобразный внутренний мир, использует передовые достижения мирового опыта.

Словом, идея национальной независимости органически связана с узбекской моделью развития. В процессе укрепления независимости, создания свободной и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни данная идея останется могучим фактором, объединяющим наш народ на путях достижения великих целей.