Уровень моральности социального работника

Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно, в соответствии с ситуацией понять другого человека и тактично оказать ему необходимую помощь. Таким образом, уровень нравственности является определяющей характеристикой личности социального работника. Нравственность работника социальной сферы, определяясь нравственным сознанием, реализуется в его нравственном поведении. Поэтому так важно изучение нравственного сознания и поведения социального работника.

Рассмотрим структуру нравственного сознания. Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Начнем с рассмотрения роли нравственных знаний в поведении и деятельности социальных работников.

В средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах и факультетах повышения квалификации социальные работники овладевают основами знаний из области морали. В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с историей этических учений, познают сущность и структуру морали. Полученные знания помогают им лучше понять нравственные проблемы в современном обществе, сопоставить личные нравственные нормативы с профессиональными, сформулировать свои нравственные принципы и нравственную позицию, выработать навыки нравственного поведения в профессиональной деятельности.

Социальные работники, не получившие необходимую этическую подготовку в учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и занимающиеся только практической деятельностью, поступают в соответствии со своим пониманием добра и зла, социальной справедливости, основанном на общественных ценностях и личном жизненном опыте. В этом случае возрастает возможность несовпадения личных и профессиональных моральных установок.

Вместе с тем нравственные знания имеют самостоятельность в том смысле, что могут применяться в конкретных моральных поступках частично, полностью или не использоваться. Бывают случаи, когда социальный работник, теоретически хорошо зная нормы общей и профессиональной морали, игнорирует их на практике. Таким образом, хотя нравственные знания и являются необходимым условием нравственного поведения, но не гарантируют его обязательной и автоматической реализации на практике. В заключение следует отметить, что только социальный работник, имеющий высокий уровень духовно-нравственной культуры и постоянно самосовершенствующийся в течение всей жизни, однозначно способен органично воплощать свои моральные знания и установки в практической деятельности.

Нравственные убеждения – устойчивая совокупность взглядов социального работника на нормы общей и профессиональной морали. Они формируются в результате жизненной и профессиональной деятельности и принимаются личностью социального работника в качестве единственно верных. Нравственные убеждения характеризуют моральный и профессиональный облик социального работника и являются основой для его сознательной профессиональной деятельности. Они способствуют развитию волевых качеств и выработке стабильных форм морального отношения к явлениям социальной жизни. Как и нравственные знания, нравственные убеждения обладают относительной самостоятельностью, так как не всегда, в силу различных причин социальный работник поступает в соответствии с собственными убеждениями.

Нравственная потребность является наивысшим уровнем нравственного сознания социального работника. Для нее характерно наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. В этом случае следование нормам и требованиям профессиональной морали превращается во внутреннюю потребность специалиста, который организует свое поведение и деятельность в соответствии с требованиями нравственности. Постоянное соблюдение норм и требований профессиональной морали становится качеством личности, оказывающем большое мобилизующее влияние на личность социального работника. Поведение и деятельность социального работника, обусловленные его нравственной потребностью, как правило, не зависит от ситуативных случайностей и отличаются моральной направленностью, стремлением к добру и социальной справедливости.

Нравственность социального работника формируется под воздействием норм морального поведения, принятых в данном трудовой коллективе и влиянием моральных отношений, господствующих в социуме. При этом следует отметить, что в определении моральной позиции социального работника особенно важную роль играет профессиональная мораль, служащая ориентиром при оценке и реализации тех или иных действий в обществе. Связь нравственных знаний, убеждений и потребностей с практической деятельностью проявляется в разной степени и нравственные потребности в наибольшей мере обеспечивают ее устойчивость.

Нравственное поведение в профессиональной деятельности, в том числе и в сфере социальной работы, отнюдь не обеспечивается условиями и содержанием труда, хотя определяется и предполагается в некоторой степени профессиональными обязанностями. Профессиональная деятельность не может ограничиться только пунктуальным выполнением функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, выполняются специалистом по внутреннему убеждению сознательно и творчески, без внешнего воздействия и стимулирования. Эффективная организация социальной работы немыслима без высокой творческой активности специалистов, в процессе которой роль мотивирования профессиональной деятельности соображениями морального долга возрастает. Нравственное поведение социального работника сопряжено с творческим добросовестным выполнением профессиональных обязанностей, сопровождающееся осознанием личной ответственности за результаты своей деятельности.

Рассмотрим понятия долга и ответственности в социальной работе. Долг является важнейшей категорией как общей, так и профессиональной этики, Последняя выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Поведение специалиста, следование определенным нормам морали в повседневной практической деятельности во многом зависит от отношения его к своему делу. В отличие от профессиональных обязанностей, которые воспринимаются специалистом как внешне заданные, профессиональный долг выражает внутреннюю нравственную потребность и нравственную необходимость должного поведения. Таким образом, долг социального работника можно понимать как нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения применительно к конкретной ситуации. Совокупность правовых и моральных требований, предъявляемых к профессии социального работника, составляют содержание его профессионального долга. Профессиональный долг обусловлен объективными (обязанности) и субъективными факторами (чувства, убеждения, мотивы профессиональной деятельности и т.д.), оказывающих влияние на поведение специалиста.

Долг выражает императивность морали и заставляет человека действовать в соответствии со своими нравственными ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительно требует от социального работника все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональной морали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессионального долга является залогом успешной деятельности социального работника.

Если моральные требования выражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности к обществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности перед обществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Моральный долг выступает как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, обусловленной стремлением к достижению социальной гармонии и справедливости. Он формируется на основе профессионального долга и высокий уровень его развития является необходимым условием профессиональной пригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальный работник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чем это диктуется требованиями профессионального долга.

Поведение и деятельность социального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом, реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, с учетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведение социального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:

а) свобода. Из системы общественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбирает такие нормы, которые наиболее соответствуют его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

б) сознательность. Принятие того или иного решения осуществляется в результате осознания необходимости, обусловленной конкретной ситуацией, выбора наиболее оптимального варианта;

в) добровольность проявляется в том, что чувство долга становится внутренним убеждением и основным мотивом поведения и деятельности социального работника в повседневной практике.

Если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.

Ответственность социального работника характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность выступает как средство регуляции поведения личности социального работника со стороны общества, так и с позиции долга, совести, чести самого человека.

Для деятельности социального работника характерна высокая степень самостоятельности и моральной ответственности. Ответственность неразрывно связана с творчеством и самостоятельностью, с внимательным отношением социального работника к окружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональной деятельности.

Ответственность социального работника оценивается конкретно, с учетом органического единства прав и должностных обязанностей. Мера ответственности социального работника увеличивается в связи с возрастанием его социальных полномочий и возможностей.

Нередко социальный работник попадает в ситуации, когда стандартно, без творческого подхода невозможно решить ту или иную проблему. Следуя внутренней потребности поступать всегда нравственно, социальный работник должен учитывать имеющуюся в обществе систему нравственных норм и ценностей.

В то же время реализация моральных принципов социальной работы на практике часто представляет этическую проблему. Реализуя этические принципы в своей деятельности, социальный работник должен ответить на вопрос «как?», каким образом использовать их в конкретной ситуации. Отвечая на вопрос «почему?», он так или иначе поступает в конкретной ситуации в условиях выбора действий, социальный работник обосновывает свое поведение исходя из высших принципов. Подобного рода конфликты выступают в практической социальной работы как этические дилеммы. Этическая дилемма – это ситуация, в которой социальный работник стоит перед выбором двух равноценных возможностей. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты социальной работы имеют разные, но имеющие одинаково важное значение, интересы, требования и ценности. К тому же личные и профессиональные ценности социального работника могут вступать в противоречие.

Известны следующие проблемные области, в которых возникают этические дилеммы.

1) испытание лояльности социального работника происходит на стыке конфликта интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов;

2) сам факт деятельности социального работника в качестве помощника и в качестве контролера. Выступая в роли контролера со стороны государства, социальный работник обязан осознать этические моменты этой роли и степень применимости ее в соответствии с основными этическими принципами социальной работы;

3) противоречие между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально. Проблема актуализируется в связи с использованием информационной технологии в сфере социальной работы.

Этические дилеммы создают для социальных работников значительные трудности. Так, например, социальный работник, считая независимость одной из базовых ценностей, любое влияние на поведение клиента будет считать недопустимым и противоречащим гуманистической структуре профессии.

Нередко в практике социальной работы встречаются этические дилеммы, связанные с конфиденциальностью и интересами общества; необходимостью говорить правду и интересами клиента; патернализмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов и защитой клиента; принципом равенства и неравным распределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными и профессиональными ценностями. Рассмотрим некоторые из них.

Конфиденциальность и интересы общества.

Среди социальных работников отсутствует единое мнение о том, в каких случаях возможно нарушение права клиента на сохранение и неразглашение сведений о себе. В то же время считается возможным нарушение конфиденциальности в исключительных случаях (например, когда имеется возможность нанесения вреда клиентом другому человеку и др.).

Необходимость говорить правду и интересы клиента.

Большинство социальных работников считают, что правдивую информацию нельзя искажать или скрывать от клиента, хотя некоторая часть социальных работников придерживается мнения о возможности отступления от этого правила в некоторых ситуациях.

Обязательство придерживаться законов и защита клиента.

Большинство социальных работников считают недопустимым игнорирование законов и постановлений, хотя часть их коллег считает возможным нарушение законов и этических норм в интересах благополучия клиента.

В каждом отдельном случае, прежде чем принять решение, социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, работодателем, профессией и обществом. Вышеприведенные примеры наглядно показывают сложность и неоднозначность деятельности социальных работников. Поэтому важным условием ее успешного и адекватного выполнения является высокая духовно-нравственная культура социальных работников.

Таким образом, институт социальной работы, в качестве гаранта социальной помощи нуждающимся людям, призван быть также носителем высокой духовности и нравственности, важнейшим этическим фактором общественного развития.