Факторы, влияющие на формирование стиля жизни
Равный" старт не является гарантией равных возможностей (шансов) молодых специалистов на рынке труда современной России. Особое значение в условиях трансформации социально экономического нормативного пространства приобретают индивидуальные стратегии, то есть серия последовательных осознанных выборов, совершаемых индивидом, основанных на соотнесении своих шансов (преимуществ и недостатков формального статуса плюс индивидуальных возможностей реализации его потенциал) с существующим на данный момент спросом, а также тактическое реагирование на его изменения. Ульяновский, российский, отчасти и мировой [3] рынок труда представляет широкие возможности для выбора "своего пути". "Своя" стратегия зависит от представлений каждого индивида об успехе, о характере и путях его достижения, его (ее) ориентации на карьеру или семью, профессиональных амбиций, готовности к трудовой, географической и социокультурной мобильности.
Базовые ценности личности формируют костяк его стиля и стратегий поведения. Они проявляют себя в ряде маркеров, доступных наблюдению и анализу. Стилевой профиль жизненных и трудовых стратегий помогает "графически" очертить внешние проявления целостности отдельных групп, объединенных некими общими для них "императивами бытия".
Выпускники с высшим образованием имеют больше шансов на получение определенных привилегий на рынке труда, чем выпускники со средним.
"Для конструирования стилевых групп, в зависимости от характера реализации формального статуса, использованы и творчески преобразованы выводы двух исследований. Первое - исследование, проведенное в 70 х годах под эгидой Гарвардского проекта, посвященного определению социально-культурного контекста понятия жизненного стиля "современной личности" (Штомпка П., 1996: 109-10)". [6]
Второе - это серия маркетинговых исследований, посвященных стилям жизни и ценностям, воплощенных в классификации "VALS"
В результате анализа и переработки цитируемых классификаций был получен основной вектор измерения "современных" стилей жизни: от мобильного/ инновационного - до стабильного/традиционного.
Мобильно-инновационная группа. Это так называемая "прогрессивная", "продвинутая" молодежь, наиболее адекватно включенная в новые условия меняющейся России, в их практиках ярко проявляются инновационные стилевые качества, их жизненные стратегии можно рассматривать в качестве идеальной, "позитивной" модели норм и ценностей будущего. Назовем их - "бегущие".
"Молодежь стабильно-традиционной группы стремится к пошаговой реализации имеющегося потенциала, к избежанию ситуаций риска и неопределенности. Назовем их - "идущие". Эти группы образуют "полюса" своеобразного ценностного континуума. Чтобы преодолеть абстрактность подобного описания, обозначим еще две группы: "догоняющие", в которой представлены черты как инновационных, так и традиционных стратегий, и "отстающие", для которых характерны "вынужденные" практики вследствие крайней ограниченности доступа к значимым ресурсам (материальная и социо-культурная деривация)". [7]
"Отстающие", "идущие", "догоняющие" и "бегущие" - это четыре вынужденные, а чаще сознательно практикуемые, стратегии реализации формального статуса. В таблице 1 сделана попытка соотнести стилевые особенности реализации с основными характеристиками формальных статусов "молодой специалист".
О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:
1. организация рабочего и свободного времени;
2. занятия вне сферы труда;
3. устройство быта;
4. манеры поведения;
5. ценностные предпочтения, вкусы и др.
Выбор стиля жизни во многом зависит от социокультурных факторов.
В результате общественной трансформации, сопровождающейся социально-экономическим кризисом, формирование новой ценностно-нормативной системы, приобретающей черты "потребительской", сопровождается созданием новых символических конструкций, которые отчасти разрушили отношения доминирования прежнего советского общества и заложили фундамент для создания новой системы доминирования в схеме стратификации. В частности, СМИ, реклама систематически корректировали массовое сознание на интериоризацию структурных и идеологических императивов рыночной, коммерциализированной экономики.
Игроманами не рождаются, игроманами становятся. Появляется в семье человек, который пропадает вечерами, спускает несметное количество денег, слоняется по квартире, как в воду опущенный, что-то отчаянно себе соображает, а всем известно только одно: ходит он в казино или в метро к игральным автоматам. Попытки как-то его вразумить, наставить, что называется, на путь истинный, эффекта не дают. "Да, да", - говорит он, а потом, и вечером его нету, и "снова за старое", и долгов, как после капитального ремонта. Начинаются скандалы, слезы, взаимные обвинения, обиды, но все без толку.
Разнообразные, привлекающие внимание своим красивым видом, мелькающими огоньками игровые автоматы, буквально, "завораживают", притягивают многих людей. Возможность выиграть значительную сумму денег в течение короткого времени, не прилагая особых усилий, полагаясь только на удачу - нередко становится одной из ведущих причин увлечения азартными играми. В процессе игры обычно возникает расслабление, снятие эмоционального напряжение, отвлечение от неприятных проблем, игра рассматривается как приятное провождение времени - все это тоже может способствовать развитию зависимости
Человек, ставший зависимым от азартных игр, меняется, и это влияет на близких. В таких ситуациях у членов семьи "заядлого игрока" может развиваться "созависимость". Сознательно близкие люди могут быть против такого увлечения, и регулярно высказывать это игроку. Но между тем, они не прекращают давать ему деньги, хотя и прекрасно понимают, на что он их потратит. То есть, бессознательно они всячески способствуют патологическому увлечению, так как в силу каких-то причин такое положение дел им удобно. Созависимость, как и зависимость нуждается в психотерапевтической коррекции
У каждого человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе. Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно работает на своём садовом участке, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Проблема не в наличии или отсутствии игровых заведений. Они есть закономерное отражение сегодняшнего дня, современного человека и всего человечества, которое хочет азартно играть. Казино, игровые автоматы - культурное пространства, со своими особенностями, конечно, но в принципе, у каждого свой выбор: кто в лес, кто по дрова
Примерный портрет личности "истинного" патологического игрока. У таких пациентов отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой; патологические игроки оказываются, как правило, "трудоголиками", отличающимися высокими профессиональными достижениями; себя они часто описывают в крайних категориях - либо как очень хороших, либо как очень плохих. Но почти все отмечают присущий им высокий уровень внутренней энергии, которую "порой просто некуда девать"; для личности патологических игроков характерным является избежание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов.
Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах; характерные особенности имеются у игроков и при неформальном общении - они часто скучают среди людей. Между тем, они склонны продолжать свою деловую активность и после работы с помощью телефонных переговоров; игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца; азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают - то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек.
В детском возрасте предрасполагающими факторами к развитию игровой зависимости могут стать неправильное семейное воспитание (недостаточная опека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью, установки на престижность). А также переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, чувство зависти к более богатым людям, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег и др.