Факторы, способствующие возникновению женского алкоголизма

При женском алкоголизме, как и при мужском, выявляются три группы основных факторов, способствующих или влияющих на развитие пьянства и алкогольной болезни. Это социальные, индивидуально-физиологические и биолого-физиологические факторы.

Наследственная отягощенность алкоголизмом, биологическая предрасположенность к нему, сочетающиеся с провоцирующими алкоголизацию микросоциальными воздействиями и способствующими ей личностными особенностями, представляются наиболее типичным комплексом причин формирования алкоголизма у женщин.

В каждом отдельном случае их воздействие различно, но результат один — болезнь. Однако при женском пьянстве и алкоголизме имеются свои особенности.

Прежде всего, следует заметить, что темп роста пьянства и алкоголизма у мужчин и женщин различный. Например, в США с 1940 по 1960 г. увеличилось количество алкоголиков мужчин на 20%, а женщин за это же время на 58%, в Канаде—мужчин на 19 %, женщин на 67 %. Аналогичное положение сложилось и в ряде других стран мира.

Эти факты говорят о неблагополучной тенденции в отношении роста пьянства и алкоголизма среди женского населения. Между тем, исследования этого вопроса показали, что еще в древние времена женщины также не были чужды пьянства и алкоголизма. Известно, например, что в Индии жестоко наказывались женщины, употребляющие алкоголь, у них на лбу выжигались контуры бутылки. В XIX в. в некоторых странах распространенность женского и подросткового пьянства настолько возросла, что стихийно возникло общественное движение за создание различных союзов, обществ для профилактики этого порока среди женщин и подростков.

Несмотря на эту неприглядную обстановку, проблему замалчивали. В чем тут дело? По-видимому, здесь имело значение несколько причин. Издревле женщине предназначалась великая функция матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага, и трудно было совместить это высокое предназначение с пьянством, даже вопреки здравому смыслу и явным фактам. С другой стороны, именно в силу этих морально-этических норм поведения женщина предпочитает социально-анонимное, скрытое употребление алкоголя, питие в одиночку, в кругу семьи, в узкой компании, допуская при этом любой обман, только бы не открылся порок.

Примерно до 60-х- 70-х годов так и было. Но затем женщины, повсеместно добиваясь эмансипации, стали вровень с мужчинами, и соответственно с этим рост пьянства и алкоголизма среди них стал увеличиваться с еще более высокими темпами и во многих случаях вырвался из условных рамок анонимности. Все это произошло и у нас в стране, где студенческая молодежь, девушки, молодые женщины, особенно до замужества, стали вести свободный образ жизни.

Касаясь психологических установок женской психики, следует отметить наличие повышенной эмоциональности, нередко неустойчивый аффект, порой чрезмерную мнительность и способность к преувеличению психических травм. Стремление женщин к самоутверждению выражается в желании не только во всем подражать мужчинам, но в некоторых ситуациях и обогнать их, в частности в отношении к алкоголю.

В пользу влияния генетических факторов на алкоголизм у женщин свидетельствуют результаты исследования М. Анучкина[2]., обследовавшего 913 женщин в возрасте 23 - 43 года, которые были переданы в приемную семью самое позднее в 8-месячном возрасте. Среди них частота алкоголизма при наличии родных матерей, страдавших им, была в 3 раза больше, чем у женщин, рожденных от матерей, не болевших алкоголизмом. Если отцы имели диагноз алкоголизма, то заболеваемость им у дочерей статистически достоверно не отличалась от таковой у дочерей, чьи отцы не страдали алкоголизмом. Алкоголизм обоих родителей в 4 раза увеличивал заболеваемость их дочерей по сравнению с женщинами, у которых родители были здоровы. Матери, таким образом, чаще передавали заболевание дочери по наследству, что может объясняться, по мнению авторов, влиянием алкоголизации на внутриутробное развитие ребенка. Выделяются биологические факторы, к которым, в первую очередь, следует отнести наследственность. Как показали исследования, проведенные в Московском НИИ наркологии, наследственная отягощенность алкоголизмом у женщин встречается вдвое чаще, чем у мужчин и по данным некоторых исследователей доходит до 90%. Большинство исследователей связывают это с врожденной пониженной реакцией на этанол у дочерей алкоголиков [21; 31]. В свою очередь, наследственная отягощенность обуславливает более тяжелое клиническое течение: меньше сроки ремиссий, менее эффективна терапия и т.д.

И наконец, определенную роль играют различия в химических константах и активности ферментов у мужчин и женщин. Так, содержание воды в женском организме меньше, чем в мужском. Концентрация спирта у женщин всегда будет выше, чем у мужчин, что также усиливает токсический эффект. В случае, если доза выпитого алкоголя у женщины начинает приближаться к мужской, у нее формируется алкоголизм.

В ряде исследований было показано, что алкоголизм мужей влияет на формирование алкоголизма жен: у 150 женщин, больных алкоголизмом, в 80 % случаев инициаторами приобщения к алкоголю являлись мужья или близкие мужчины.

В 60-х — начале80-х годов нашего столетия исследователи особое внимание уделяли влиянию на алкоголизацию социально-психологических моделей поведения в семье. Подчеркивалось, в частности, что женщины, больные алкоголизмом, оценивают своих матерей как холодных, жестких и доминирующих, в связи с чем они больше любят отцов — как правило, эмоционально теплых и мягких, но, по данным разных авторов, в 28—50 % и чаще страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих алкоголем. Этим объяснялась тенденция таких женщин выбирать в мужья больных алкоголизмом. Несмотря на то, что многие отцы были больны алкоголизмом или имели другие расстройства поведения, женщины более отрицательно относились к матерям, чем к ним. Однако, в дальнейшем было показано, что в случаях, когда имелась возможность поддерживать на удовлетворительном уровне социально-экономическое положение, тяжелая жизнь в семье в детстве сказывалась на женщинах не больше, чем на мужчинах.

Важное значение имеют и социально-психологические факторы в развитии женского алкоголизма.

Многие женщины особенно акцентируют внимание на таких причинах тяги к алкоголю, как одиночество, неумение занять свободное время интересным, содержательным занятием, жизненной неустроенностью (нет любимого человека, все чужие, посторонние, глухие к запросам эмоциональной женской натуры), отсутствием жизненных интересов (личных или производственных).

Интересен еще один аспект этих причин. Он связан с негативными проявлениями женской эмансипации. С одной стороны, женщина становится независимой морально и материально, получает образование наравне с мужчиной, может расти в производственном отношении. Вместе с тем, за ней остаются функции материнства, воспитания детей и домашний быт, который уже ставит ее в неравное положение с мужчиной. Эти кажущиеся противоречия также иногда приводят к приобщению к пьянству.

Путь этот призрачный, облегчение кратковременное. Настроение в связи с этими причинами часто бывает депрессивным, это приводит к реактивным состояниям, которые нередко затягиваются и толкают к употреблению алкоголя.

Из социальных факторов развития женского пьянства и алкоголизма следует обратить внимание также на более частые случаи пьянства и алкоголизма у женщин, связанных с производством или продажей спиртоводочных изделий. Нередко в пьянство женщин вовлекает компания, наличие свободного времени, финансовая и нравственная самостоятельность, а в подростковом, девическом возрасте — подражательство, стремление к утверждению собственного «я». Большое значение имеют традиции в семье. Имеются в виду семьи, где девочка, наблюдая алкогольные застолья, начинает рано тянуться к рюмке, принимая поведение родных за эталон для подражания. Но особо важное значение имеет влияние собственной семьи женщины, поведение мужа. Очень часто именно мужья уговорами, ласками, требованиями вовлекают своих жен в пьянство. Если сами не спиваются, то, оберегая свое мужское достоинство, долгое время скрывают дурное поведение жен и не желают, чтобы они лечились. Если же сами спиваются, то все становится безразлично, тем более судьба жены. Наконец, если женщины, у которых мужья страдают пьянством или алкоголизмом, долгое время пытаются сохранить семью, пытаются вразумить мужа, заставить его лечится и лишь спустя много времени идут на разрыв (развод), то ситуация, когда пьянством или алкоголизмом страдает женщина, совсем иная. В 9 из 10 случаев мужчина очень быстро и энергично добивается развода, хотя в страданиях жены повинен прежде всего он.

. Очевидно, что изменение положения женщины в обществе в ХХ веке - эмансипация - привело к росту алкоголизации и, соответственно, алкоголизма. Традиционно алкоголизация для женщин не была характерна и осуждалась в обществе. Действительно, трудно представить себе героинь Толстого и Тургеньева, употребляющих водку. Отзвуки этого «общественного табу» на женскую алкоголизацию мы можем наблюдать и в наши дни: например, отношение к мужчине и женщине, появляющихся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения будет различным. Пьяная женщина неизменно вызывает отвращение и порицание.

Кроме того считается, что женщины в большей степени подвержены психической травматизации. В детском возрасте – это плохое воспитание, побои, отсутствие ласки и тепла, родители-алкоголики, неполная семья, сиротство. В дальнейшем у таких женщин нередко встречаются также многочисленные психотравмы: несчастная любовь, развод, потеря родных и близких, одиночество. Ряд исследователей связывает особую «психотравматичность» женского алкоголизма с защитными механизмами на стигматизацию: женщины-алкоголики «позитивизируют» свою зависимость перенесением акцента на внешнеситуационные факторы.

В среднем и пожилом возрасте также имеются свои особенности. В этой возрастной группе встречаются два типа алкоголиков: одни начали пить еще в молодости, другие – в старости; во втором случае, как правило к алкоголю прибегают в связи с реакцией на социальный или какой-либо иной стресс. У женщин во второй половине жизни приходится сталкиваться с формированием т.н. «вдовьего» алкоголизма, который в значительной мере обусловлен спецификой молдавских социально-демографических условий. Продолжительность жизни женщин в Молдове в среднем на 14 лет больше, чем у мужчин. Нередко женщины в 50-60-летнем возрасте остаются одни после смерти мужа. Дети уже выросли и у них своя жизнь. Впереди – одинокая старость. К состоянию утраты самого близкого человека – мужа присоединяется ощущение полной безысходности. В этом состоянии начинается алкоголизация либо в одиночку, либо с такими же овдовевшими и одинокими подругами. В инволюционном возрасте часто имеются признаки атеросклероза мозговых сосудов, что ускоряет переход алкоголизации в зависимость.

В США, где продолжительность жизни мужчин и женщин достаточно высока и сопоставима по продолжительности, также имеет место усиление алкоголизации до проблемного уровня в позднем возрасте, что связывают с фактором одиночества, однако это касается и женщин, и мужчин [33]. Вместе с тем, имеются указания, что именно в позднем возрасте у женщин результаты терапии алкоголизма лучше, чем у мужчин [39].

Фактор одиночества имеет значение при развитии алкоголизма не только в позднем возрасте. Среди молодых женщин в возрасте от 24 до 32 лет после замужества или повторного вступления в брак отмечалось снижение употребления алкоголя, чем это было вне брака.

Как показали исследования, алкоголизм наиболее распространен у женщин, работающих в сфере обслуживания: у работников торговли и общепита, проводников.

В числе факторов приобщения женщин к спиртному необходимо обратить внимание на доступность алкогольных изделий, связанную с условиями профессиональной деятельности. По мнению исследователей, это обстоятельство оказывает влияние лишь в сочетаниях с другими факторами, стимулирующими женское пьянство. Есть данные, свидетельствующие о высокой степени поражения алкоголизмом официанток в ресторанах и кафе, продавщиц винных отделов и буфетов. В числе женщин, совершивших преступления на почве пьянства и нарушивших общественный порядок в состоянии алкогольного опьянения, работницы, занятые в сфере обслуживания, торговли и общественного питания, составляют соответственно 43,6; 48,7; 67,1%. Женщины — работницы промышленности, транспорта и строек — 30,4; 40,0; 16,5% соответственно. Домохозяйки, женщины, временно не работающие, инвалиды и пенсионеры составляют соответственно 20,0; 3,0; 12,5%.

В последнее десятилетие возникла новая для Молдовы категория пьющих женщин среди тружениц «челночного» бизнеса, реализующих на рынках привезенные из-за рубежа потребительские товары. В их числе немалый процент женщин с высшим образованием, не нашедших другого способа прокормить семью. Свое пристрастие к спиртному они не скрывают и объясняют его трудностью работы и необходимостью «сугрева» в холодное время года, когда пребывание на свежем воздухе составляет не менее 8— 10 ч в сутки.

При рассмотрении причин алкоголизации женщин необходимо учитывать такой феномен, как подражание. В расширении контингента пьющих женщин, особенно молодых, оно играет немалую роль. Социально-психологический механизм, лежащий в основе подражания, у девушек развит больше, чем у юношей, и является сильным регулятором их поведения. Начав утверждать себя среди сверстников при помощи негативизма (если это принято в группе), бравируя отрицательными качествами (пьянством, курением, порой сквернословием) и как бы соревнуясь в этом друг с другом, девушки легко скатываются к злоупотреблению алкоголем, асоциальному поведению, моральной распущенности. Идеалом, образцом для подражания становится курящая и выпивающая женщина, исповедующая «свободные» взгляды на сексуальную жизнь. В чуждой таким взглядам среде девушки не могут ни приобщиться к «раскованному» поведению, ни продемонстрировать его. Для этого им необходима взаимоиндуцирующая группа, где такое поведение является «стилем жизни», т.е. своеобразной нормой или образцом. Именно такая группа и представляет реальную опасность как для ее членов, так и для тех, кто хотел бы подражать ее образу жизни.