Федеральный и Региональный Институт Общественных палат в России

Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации. Региональные общественные палаты существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях служат примером реального механизма взаимодействия некоммерческих организаций и власти.

Региональные общественные палаты были сформированы после принятия законов об «Общественных платах» местными законодательными органами власти после принятия в 2005 году Федерального Закона об Общественной Палате Российской Федерации, и соответственно имеют с ним много общего.

В данном исследовании в качестве примера формирования региональных Общественных палат были взяты палаты Калининградской и Нижегородской областей.

Законы, регламентирующие работу данных палаты, были разработаны региональными парламентами по законодательной инициативе губернаторов и на последнем этапе так же утверждены губернаторами областей.

Общественная палата Российской федерации была создана 4 апреля 2005 года, после принятие Государственной думой федерального закона «Об Общественной палате Российской федерации». Затем по хронологии 19 октября 2006 года была создана Общественная палата Нижегородской области, после принятия закона «Об Общественной палате Нижегородской области». И наконец Общественная палата Калининградской области была создана 20 сентября 2007 года после принятия закона «Об общественной палаты Калининградской области».

Калининградская и Нижегородская общественные палаты имеют схожие истории возникновения. Единственное принципиальное различие заключается в том, что в Калининградской области Общественная палата появилась задолго до распоряжения президента об организации региональных палат. А в Нижегородской области Общественная палата была сформирована лишь после распоряжения президента.

Федеральная Общественная палата была сформирована также после распоряжения президента, но до её появления на Федеральном уровне существовал уже подобный институт, который носил название Гражданского Форума. Деятельность данного института была стихийной и законодательно не была закреплена[195].

Общественная палата Российской федерации была создана 4 апреля 2005 года, после принятие Государственной думой федерального закона «Об Общественной палате Российской федерации». Общественная палата Нижегородской области была организована 19 октября 2006 года, после принятия закона «Об Общественной палате Нижегородской области». Общественная палата Калининградской области была создана 20 сентября 2007 года после принятия закона «Об общественной палаты Калининградской области».

Исходя из определений Общественных палат, данных в данной работе, можно вывести общее определение института Общественной палаты:

Общественная палата в России - это институт гражданского общества, который призван обеспечить взаимодействие граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. В том числе в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории России.

Все расходы на содержание палат согласно законам о палатах в России целиком ложится на бюджет, федеральный и областной соответственно.

Способ формирования палат тоже не имеет принципиальных различий.

Общественная Палат РФ формируется из 42 граждан РФ, утверждаемых президентом РФ, 42 представителей общественных российских объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Всего в Федеральной палате 126 членов.

Общественная палата Калининградской области состоит из 36 членов. Сначала губернатор области утверждает 12 членов, потом в состав входят 12 представителей подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, региональных общественных объединений и 12 представителей местных общественных объединений. В Общественной палате Нижегородской области формирование состава происходит аналогично, только в другой пропорции, так как Нижегородская палата состоит из 45 человек, то есть 1/3 назначаемую на каждом этапе составляет 15 человек. Нижегородская область превосходит по численности Калининградскую, и соответственно количество участников палаты тоже превышает по численности Калининградскую палату. Эксперты считают, что Общественная Палата РФ формируется по демократическому принципу, так как президент, который формирует основу палаты является демократически избранным, и соответственно его выбор участников палаты опосредовано демократичен. Разногласия проявляются на региональном уровне, так как губернаторы, формирующие основу состава палат, являются назначенными, а не демократически избранными. Но часть экспертов считают, что тут так же нет противоречий, так как губернатор был избран при участии региональных парламентов, которые являются демократически избранными, и соответственно губернатор тоже опосредовано всенародно избран.

Палаты функционируют согласно идентичному пакету законов, которые они принимают самостоятельно, за исключением основного Закона, который принимается парламентами. Все палаты функционируют согласно регламенту и кодексу этики, которые разрабатывают самостоятельно на основе основного закона. Но приняты данные законы на разных этапах функционирования палат. В плате федерального уровня и палате Калининградской области регламент был принят на первом же заседании, а в Нижегородской области лишь через два месяца, вместе с кодексом этики. Это можно объяснить наличием опыта функционирования подобной организации. В Калининградской области регламент разрабатывался костяком палаты первого созыва, который был утверждён губернатором для нового созыва. На федеральном уровне регламент также разрабатывался той частью состава палаты, который был утверждён президентом. Кодекс этики на всех уровнях был принят позже.

На первом собрании палаты Федерального уровня присутствовал президент, а на собраниях палат регионального уровня губернатор. Удостоверения членов палат так же были подписаны президентом и губернатором соответственно.

На первом заседании также с подачи губернатора (президента) избирается аппарат общественной палаты, председатель и его заместитель.

Общественные палаты разделены на комиссии. Их количество и направления варьируются в зависимости от основных проблемных вопросов, стоящих перед палатами, их количество не установлено в федеральном законе и является индивидуальным для каждого региона. 6 комиссий в Общественной палате Нижегородской области, 7 комиссий в палате Калининградской области. На федеральном уровне в новом составе 17 комиссий.

Так же по основным актуальным вопросам формируются рабочие группы.

Деятельность федеральной палаты связана в основном с проблемами, которые активно освещаются в средствах массовой информации, а так же федеральная общественная палата инициирует организацию различных общественных мероприятий в регионах.

Институт общественных палат на федеральном и региональном уровне имеет одинаковые законодательно закреплённые черты. Палаты осуществляют свою деятельность согласно регламенту и кодексу этики, а так же выпускают ежегодные отчёты о своей деятельности. Все палаты финансируются за счёт бюджета, имеют одинаковые полномочия и права, способ осуществления деятельности и методы работы. Общественные палаты в России не являются юридическими лицами и не имеют законодательной инициатив и не имеют политической власти. Их решения носят исключительно рекомендательный характер и их эффективность, как региональных, так и федеральных, зависят от авторитета участников, их личных связей и рычагов воздействия на органы, обладающие политической властью. Так же деятельность палат зависит от органов исполнительной власти, так как губернатор или президент, соответственно, могут отозвать кого-либо из членов аппарата.

Их деятельность активно освещается в средствах массовой информации. Отличие есть только лишь в истории образования палат. Так же из-за различной специфики регионов различаются основные вопросы, требующие решения, а соответственно комиссии и рабочие группы по их решению. По мнению части экспертов Общественные палаты созданы исполнительной для того, что бы они исполняли функцию выражения общественных интересов, которую должен выполнять Парламент в России.

В данной главе были рассмотрены две региональные Общественные палаты Калининградской и Нижегородской областей. После подробного анализа их законодательства и деятельности между ними были выделены общие черты, как важная роль губернатора в формировании и осуществлении деятельности палаты. Законодательство и регламент региональных палат основаны на законодательстве и регламенте Федеральной Общественной палаты. Комиссии региональных палат так же идентичны, и имеют лишь незначительные отличия Региональные палаты активно сотрудничают с Федеральной. Порядок формирования Общественных палат в России так же одинаков. Палаты в Регионах России выполняют одинаковые функции и результаты их деятельности так же схожи.

Проект Общественной палаты, созданный правительством, на данный момент развивается самостоятельно. Можно сказать, что по своему масштабу и по масштабу воздействия на общество он оказался значительней, чем на первый взгляд. Дело прежде всего в его эшелонированности — резкой активизации в связи с формированием Общественных Палат на уровне федеральных округов, регионов. Кроме того, не исключено, что демонстративная активность Общественных Палат призвана сыграть важную имиджевую роль в глазах Запада. По мнению Николая Петрова[196], в своем нынешнем виде Общественная палата представляет собой некий гибрид колонны «общественных организаций» на Съезде народных депутатов СССР и ельцинского Президентского совета. Функции ее неясны, а механизм формирования демократичен настолько, насколько демократичен сам нынешний режим: первую треть назначает президент по собственному усмотрению, а потом эта «президентская» составляющая устанавливает механизм отбора второй (федеральной) и третьей (региональной) компонент[197].