Формирование здорового образа жизни российской молодежи

Изучение феномена здорового образа жизни сегодня как нельзя актуально, поскольку, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, его вклад в итоговые показатели здоровья населения составляет около 70%, тогда как другие факторы – наследственность и состояние развития медицины – определяют здоровье лишь на 30%, вместе взятые. В тоже время не секрет, что Россия по основным показателям здорового (а точнее – нездорового) образа жизни радикально отличается в худшую сторону не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. По разным данным, от 60 до 65% российских мужчин и от 17 до 25% женщин курят. Две трети 13–16-летних российских подростков имеют опыт курения и 35% курят регулярно. Потребление алкоголя в России, по официальным статистическим данным, составляет около 10литров в пересчете на чистый спирт на взрослого человека в год, при этом, по различным оценкам, еще около 5литров – незарегистрированное потребление. Это почти в 2 раза превышает уровень, признанный экспертами ВОЗ относительно безопасным (8литров). В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек, а курение – от 330 до 400 тыс. человек ежегодно[109].

Россия по основным показателям здорового образа жизни радикально отличается в худшую сторону не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. По разным данным, от 60 до 65% среди российских мужчин и от 17 до 25% женщин курят. Две трети 13–16-летних российских подростков имеют опыт курения и 35% курят регулярно[110]. В современной России злоупотребление курения приводит к смерти - от 330 до 400 тыс. человек ежегодно. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья семьи (РМЭЗ), около половины взрослого населения страны имеет избыточный вес, что в подавляющем большинстве случаев является показателем неправильного питания и недостаточной физической активности. В последние годы в России на поддержку здравоохранения выделялись значительные финансовые средства, в том числе в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако здоровье человека зависит не только, и не столько от развития медицинской помощи, сколько от множества других факторов. По мнению экспертов ВОЗ, вклад медицинской помощи и наследственных факторов в здоровье составляет не более 30%, тогда как 50% - это здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ), под которым понимают набор индивидуальных практик, норм и личных поведенческих установок, ведущий к улучшению или ухудшению здоровья (рисков для здоровья). К ним как минимум относят потребления алкоголя, курение, питание, физическую активность[111].

Другая негативная тенденция – снижение возраста начала курения. Если в 1993г. подростки впервые пробовали сигареты в среднем в возрасте 15 лет, то в 2009г. уже в 11-12 лет. При этом среднедневное потребление сигарет находится на чрезвычайно высоком уровне. Среди юношей и девушек 15-18 лет 38,8% выкуривают в день 10-14 сигарет, и еще 35,7% выкуривают 15 и более сигарет в день. В отличие от потребления алкоголя и курения, проблемы питания попали в поле зрения исследователей относительно недавно. Лишь в 1995г. ВОЗ установил единые критерии определения избыточного веса и ожирения. Показатели избыточного веса и ожирения свидетельствуют о том, что для России эта проблема не менее остра, чем для развитых экономик Западной Европы.

Л. С. Засимова и М. Г. Колосницына провели социологический опрос молодежи, связанный с отношением студентов к здоровому образу жизни[112]. По сравнению с взрослой частью населения, в молодежной среде в большей степени распространены занятия физической активностью, а также потребление табака и алкоголя. «Более детальный анализ показывает, что молодежь «обгоняет» взрослых по интенсивности употребления алкоголя за счет того, что молодые девушки значительно более склонны к этой привычке, чем взрослые женщины»[113].

При этом анализ молодежного потребления алкоголя показал, что на потребление алкогольной продукции оказывают влияние следующие факторы: уровень благосостояния, занятия спортом, место проживания, место потребления, возраст, наличие работы и учебы. В ходе анализа молодежного курения значимыми оказались следующие факторы: цена за пачку сигарет, стаж курения, курение одного из родителей, пассивное курение, злоупотребление алкоголем, образование, успеваемость. Таким образом, наблюдаются существенные отличия в факторах, влияющих на курение и потребление алкоголя молодыми людьми, несмотря на то, что была выявлена положительная зависимость между этими привычками. Это означает, что при разработке государственной политики необходимо учитывать особенности формирования каждого из факторов риска[114].

Сегодня формирование здорового образа жизни зафиксировано в качестве приоритета в стратегических документах государства, в т.ч. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года[115].

Формирование ЗОЖ – проблема, охватывающая не только сферу здравоохранения, но и условия труда, досуга, инфраструктуры, и т.д. В этой связи актуальной задачей становится разработка комплекса эффективных мер, направленных на повышение ответственности населения за свое здоровье и на создание условий ЗОЖ. Для этого, прежде всего, необходимо изучить социально-экономические детерминанты здорового (нездорового) поведения человека, направления и механизмы воздействия на него с помощью государственной политики, потенциальную эффективность отдельных ее инструментов.

Отметим, что внешние эффекты нездорового поведения принимают форму социальных издержек и ведут к сокращению общественного благосостояния[116]. Классическим примером отрицательного внешнего эффекта выступает пассивное курение: те, кто находятся рядом с курильщиком и не курят, очевидно, несут издержки. Сходным образом действуют внешние эффекты потребления алкоголя, причем ситуация усугубляется спецификой алкогольного опьянения, в результате которого возможен прямой ущерб здоровью и жизни третьих лиц: насилие, увечья, убийства, ДТП. Такие, казалось бы, «безобидные» элементы нездорового образа жизни, как неправильное питание и низкая физическая активность, принимая форму избыточного веса и ожирения, также оборачиваются серьезными экономическими потерями общества. Таким образом, государственное вмешательство в формирование образа жизни граждан аргументируется, в первую очередь, серьезными отрицательными внешними эффектами нездорового поведения.

Если представить формирование здорового (нездорового) образа жизни как классическую задачу потребительского выбора, становится понятно, что у государства есть немало возможностей воздействовать на его результаты. Причем все доступные инструменты воздействия можно разделить на две группы, в зависимости от того, какой элемент этой задачи выступает объектом: индивидуальные предпочтения или бюджетные ограничения. Кроме того, важно различать меры, нацеленные непосредственно на потребителей (отдельных граждан), и направленные на работодателей, которые, в свою очередь, могут проводить определенную политику в отношении здоровья своих работников. В самом общем виде предлагаемая классификация мер государственной политики ЗОЖ представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Классификация мер политики ЗОЖ с точки зрения их воздействия на отдельные элементы модели потребительского выбора

Элементы модели потребительского выбора Меры политики ЗОЖ
Индивидуальные предпочтения Информационные меры:

  ·   формирование предпочтений (например: обучение детей в школах);

  ·   корректировка предпочтений (например: информация на упаковках товаров, консультации специалистов, реклама)

Бюджетные ограничения потребителя Административные меры:

  ·   прямой запрет или ограничение некоторых возможностей выбора (например: ограничение времени продажи алкогольных напитков; запрет на курение в общественных местах);

Экономические меры:

  ·   расширение возможностей выбора (например: строительство беговых и велосипедных дорожек в жилых кварталах);

  ·   изменение цен нездоровых (здоровых) товаров/услуг (например: налоги на алкогольную и табачную продукцию, субсидии производителям/продавцам фруктов и овощей, установление минимальных цен алкоголя).

Основные инструменты, используемые в государственных программах ЗОЖ, можно разделить на четыре группы

1) Меры, направленные на расширение возможностей выбора более здорового поведения. Например, за счет государственных средств строятся доступные спортивные сооружения, организуется городское пространство таким образом, чтобы жители могли пользоваться велосипедами. Выбор ЗОЖ может мотивироваться у работающей части населения и действиями работодателя. Например, фирмы предоставляют своим служащим бесплатные или льготные абонементы в спортивный центр, оплачивают питание в столовой.

2) Действия, изменяющие характер индивидуальных предпочтений: информационные, образовательные и иные возможности неценового влияния на выбор потребителей. В самом общем виде их можно разделить на две большие группы: формирование вкусов и предпочтений и корректировка сложившихся предпочтений. Среди таких мер: специальная информация, методы убеждения, социальной рекламы и антирекламы, а также менее очевидные стимулы, подталкивающие индивида принять модель здорового поведения.

3) Действия, изменяющие цену нездорового (здорового) поведения. Классическим примером такого инструмента является косвенное налогообложение потребления отдельных товаров – прежде всего, это алкоголь и табак.

4) Государство, пользуясь правом законного принуждения, может вводить прямой запрет на определенные виды потребления – это самый радикальный вариант воздействия. По сути, речь идет о прямых ограничениях индивидуального выбора, что в рыночной экономике требует веского обоснования. Аргументами вмешательства могут быть негативные внешние эффекты употребления определенных продуктов (например, последствия пассивного курения, риск ДТП в результате злоупотребления алкоголем).

Из всех названных мер, налоги обычно рассматриваются экономистами как наиболее эффективные и «рыночные» инструменты коррекции поведения, в отличие от административных запретов и ограничений[117]. Однако в отношении отдельных элементов ЗОЖ разные инструменты могут оказаться более или менее эффективными[118]. Так, для формирования правильного питания и мотивации физической активности важны, прежде всего, образовательные и консультационные меры, информационные кампании, тогда как в борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем выходят на первый план административные и экономические инструменты. Эффективность отдельных мер может различаться и в зависимости от того, на какие группы населения они рассчитаны. В целом, в долгосрочной перспективе предпочтительнее меры, ориентированные на молодежь. Важно также использовать все доступные инструменты в комплексе, потому что доказано, что эффективность комплексных программ политики ЗОЖ всегда выше, при прочих равных условиях.

Согласно материалам социологических опросов населения по проблемам здорового образа жизни, проводимых Аналитическим центром Ю. Левады в 2011г. по заказу Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»[119], существует расхождение между представлениями о здоровом образе жизни и фактическим поведением населения, отсутствие мотивации к поддержанию своего здоровья. Существует определенная специфика в восприятии и отношении молодежи к различным мерам государственной политики ЗОЖ.

Если говорить о мерах, направленных на расширение возможностей выбора более здорового поведения, то лишь в самой молодой возрастной группе (от 15 до 19 лет) занимаются физкультурой или спортом регулярно 53% опрошенных, уже в следующей группе (20-24 года) активность резко снижается до 22%, и далее у всех респондентов трудоспособного возраста она составляет около 10-12%[120].

Относительно недавно появившиеся крупные предупредительные надписи о вреде табака на пачках сигарет замечают почти все курильщики, что не удивительно, но лишь 28,8% из них признают, что такие надписи заставляют задуматься о вреде курения. Важно все же отметить, что среди «начинающих» и молодых курильщиков (15-17 лет и 18-24 года) больше тех, кто готов задуматься о вреде курения. Наиболее восприимчивы в отношении рекламы ЗОЖ и антирекламы вредных привычек самые молодые группы (15-19 и 20-24 года), которые чаще видят наружные рекламные щиты и сообщения в Интернете[121].

Как показывают данные социологического исследования, повышение цен на алкоголь и табак вызовет стремление бросить курить и пить в большей степени в молодых возрастных группах, где средняя цена покупки больше. Таким образом, рост цены алкоголя и табака может оказаться достаточно эффективной мерой, корректирующей нездоровое поведение, особенно в группе молодежи.

В РФ приняты следующие программные документы, регулирующие государственную политику по формированию здорового образа жизни молодежи: «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года»,«Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 –2015 годы», «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года»[122].

Меры, которые предпринимает государство для снижения уровня табачного и алкогольного потребления, потребления наркотических веществ закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 года[123].

Одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров.

Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает в себя:

а) государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;

б) наркологическую медицинскую помощь;

в) медико-социальную реабилитацию больных наркоманией[124].

1 июня 2013г. вступил в силу ФЗ РФ от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[125].

В соответствии со ст. 11 ФЗРФ от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ, в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7)предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9)установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Ст. 12 ФЗРФ от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ регулирует запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена[126].

«Антитабачный закон» будет вступать в силу поэтапно. С 1 июня 2013г. вводится запрет на курение в городском и пригородном транспорте, на вокзалах, в аэропортах, у входа в метро, во всех образовательных учреждениях, от детсадов до вузов, в учреждениях культуры, спорта, в офисах, на стадионах, пляжах, детских площадках, в больницах и социальных учреждениях. Также накладывается ограничение на торговлю вредными изделиями, их рекламу, спонсорство табачных компаний. Людям, желающим избавиться от зависимости, бесплатно будут в этом помогать врачи[127].

По данным социологического опроса ВЦИОМ, большинство россиян одобряют принятие данного закона. Из мер по борьбе с курением наибольшее одобрение вызвали запрет всех форм рекламы и спонсорства табачных компаний (79%), запрет на курение в общественных местах (76%), установка государством минимальной цены на пачку сигарет (74%)[128].

На территории Краснодарского края сферу молодежного потребления наркотической, алкогольной, а так же другой вредной для здоровья продукции регулируют соответствующие нормативного правые акты субъекта Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий межотраслевую координацию и управление в сфере государственной молодежной политики:

–участвует в разработке краевых целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

–осуществляет в рамках своей компетенции информационно-профилактическую работу среди несовершеннолетних и молодежи по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в государственных и муниципальных учреждениях;

–участвует в обеспечении подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов государственных и муниципальных органов и учреждений по делам молодежи по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростково-молодежной среде;

–осуществляет мероприятия по формированию здорового образа жизни, организации занятости, трудоустройства и досуга подростков и молодежи;

–организует поддержку и координацию деятельности молодежных общественных объединений, осуществляющих работу по пропаганде здорового образа жизни, волонтерского антинаркотического движения[129].

На федеральном уровне Федеральное агентство по делам молодежи реализует проект «Беги за мной». Его цель – распространить культуру питания и физической активности среди молодежи РФ. Целевая группа программы – молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет. Задачи: подготовить специалистов в сфере ЗОЖ; открыть центры ЗОЖ. "Беги за мной" представлен более чем в 60-ти регионах России. В активе проекта более 20 000 человек[130].

Департаментом молодежной политики Краснодарского края в рамках краевой комплексной программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани" были проведены мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни молодежи Краснодарского края: туристические фестивали, походы, туристический форум молодежного актива «Регион-93», развитиеяхтинга, спортивно-туристических клубов в крае и т.д. Всего в мероприятиях в 2012г. участвовало 212 тыс. чел. [131]

Оценивая перспективы государственной политики в контексте формирования здорового образа жизни молодежи, подчеркнем, что целесообразно инвестировать в информационные и консультационные мероприятия, разъясняющие последствия нездорового образа жизни и отдельных факторов риска здоровью. Формы могут быть самыми различными, в зависимости от целевой аудитории и степени ее охвата - в школах, клубах по месту жительства и т.п. Наиболее результативными считаются школьные уроки для детей от 7 до 11 лет, и эта мера нетребует высоких затрат (разработка программ и обучение учителей), но дает долгосрочный эффект.

Поскольку значимым фактором начала курения для молодых людей является курение их родителей, необходимо проводить антитабачные компании, предусматривающие разъяснение родителям всех особенностей детского и молодежного курения, стимулирование ответственного поведения родителей.

Кроме того, необходимо расширение набора доступных программ, обеспечивающих для молодежи активную деятельность в свободное время (занятия спортом, волонтерство, молодежное творчество и пр.).

Поскольку злоупотребление алкоголем способствует увеличению вероятности курения, стоит учитывать и тот факт, что программы, направленные на снижение молодежного потребления алкоголя будут способствовать уменьшению распространенности курения.

Таким образом, комплексность самого понятия «здоровый образ жизни» требует системного и вневедомственного подхода к разработке единой государственной политики. Не может быть в принципе одного ведомства, ответственного за здоровый образ жизни. В перспективе продуманная и комплексная политика здорового образа жизни не только даст эффект в форме увеличения трудовых ресурсов и экономической активности, но и позволит сократить расходы на медицинскую помощь.