Формирование личности
Анализируя возникновение и развитие личностных черт, можно выделить факторы, оказывающие влияние на формирование личности:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Поэтому огромное значение в формировании личности играет так называемый процесс социализации личности.
Понятие социализация объясняет то, каким образом человек из биологического и генетического существа превращается в существо культурное - социальное. Социализация личности - непрерывный, начинающийся с младенчества и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения, накопления и воспроизводства социального опыта, т.е. социальных ролей, установок, социальных норм, ценностей, знаний и т.д.
Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами.
Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых:
1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;
2) взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их;
3) социализация взрослых часто предполагает более гибкое, освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета";
4) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Социализация включает в себя пять основных этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве:
1) игра, в первую очередь, ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме;
2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников.
В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить.
В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии).
Выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность (т.е. в целом то пространство, в котором находится, и действие которого оказывает влияние на личность). В процессе социализации все институты взаимодействуют друг с другом, оказывая мощное воздействие на две основные тенденции в формировании личности в ее социальном развитии:
1) тенденцию освоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры
2) тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования.
Ресоциализация - усвоение нового социального опыта, т.е. новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки.